ДомойГлавные новостиДля работающих пенсионеров теперь действует льготный порядок налогообложения

Для работающих пенсионеров теперь действует льготный порядок налогообложения

С 1 января 2026 года пенсионные выплаты полностью освобождены от индивидуального подоходного налога (ИПН). Это означает, что человек получает свою пенсию в полном объеме, без удержаний, независимо от того, работает он или нет. С заработком ситуация иная. Если пенсионер официально трудоустроен и получает зарплату, этот доход считается налогооблагаемым.

– В 2026 году с трудовых доходов удерживается индивидуальный подоходный налог. Базовая ставка составляет 10%. Для очень высоких годовых доходов (сумма, превышающая 8 500 МРП – в этом году это 36 762 500 тенге в год) действует повышенная ставка – 15%, но она применяется только к сумме превышения установленного порога. То есть если доход работающего пенсионера, к примеру, 48 млн тенге в год, то из них первые 36 млн облагаются 10%, а остальные 12 млн тенге – 15%, – объясняет руководитель отдела по работе с налогоплательщиками УГД по району Әлихана Бөкейхана города Караганды Меруерт Мейрамбекова.

На практике же для большинства остается именно ставка 10%. Этот налог, как правило, удерживает и перечисляет работодатель, поэтому работник получает зарплату на руки уже после вычетов.

– Кроме того, в 2026 году будет применяться базовый налоговый вычет. Это сумма, с которой у человека вообще не берут ИПН, – продолжила М. Мейрамбекова. – В этом году она равна 30 МРП в месяц (129 750 тенге). Например, пенсионер получает зарплату 200 000 тенге. Сначала от них отнимут 129 750, останется 70 250 тенге. И только с этой суммы считают налог 10% – 7 025 тенге. То есть не со всей зарплаты, а только с ее части. Если зарплата, к примеру, 130 000 тенге в месяц, то, отняв от нее 129 750 тенге, получаем 250 тенге, с которых будут удержаны 10% ИПН – это всего 25 тенге. Если же доход меньше базового вычета, то налог нулевой. Вычет применяется каждый месяц. Обычно его учитывает работодатель автоматически, но иногда нужно написать заявление.

Что касается пенсионных взносов, то достигших установленного пенсионного возраста они больше не касаются. То есть 10% в ЕНПФ с зарплаты, как у более молодых работников, у них не удерживается. Это одно из ключевых отличий и фактическая налоговая льгота для работающих пенсионеров.

При этом сохраняется медицинское страхование. Работающий пенсионер участвует в системе обязательного социального медицинского страхования. Часть взносов уплачивает работодатель, часть – сам работник. Эти суммы обязательны и позволяют пользоваться системой ОСМС наравне с другими застрахованными гражданами.

Если пенсионер не работает по трудовому договору, а получает доход, например, от сдачи квартиры или подработки, то он может оформить специальный режим как самозанятый. В этом случае вместо сложной системы налогов применяется единый платеж около 4% от дохода. Например, при доходе 200 тысяч тенге в месяц платеж составит примерно 8 тысяч тенге. В эту сумму уже включены и налог, и социальные отчисления.

Таким образом, в 2026 году государство фактически разделяет доходы работающих пенсионеров на две части: пенсия полностью освобождена от налогов, а заработок облагается по общим правилам, но без обязательных пенсионных взносов и с применением базового налогового вычета. Это снижает налоговую нагрузку и делает официальную работу после выхода на пенсию более выгодной.

Наталья ФОМИНА

Коллаж «ИК»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Что читали на неделе

Лента новостей

От первого звонка до больших побед: в Караганде чествовали лучших педагогов

Учитель - как много в этом слове. За ним - первый школьный звонок, тетради с красными пометками, сотни объяснений и вопросов, маленькие победы и...

Дебют в большом спорте: завершился «KARAGANDA OPEN» по тхэквондо WT

В шахтерской столице завершился очередной, ХХI открытый республиканский турнир «KARAGANDA OPEN» по тхэквондо WT, посвященный памяти воинов-«афганцев». Закрывала спортивное мероприятие своим показательным выступлением самая...

Подзарядить телефон теперь можно и на остановке в Караганде

В областном центре автопарк № 3 продолжает создавать комфортные условия для пассажиров, ожидающих своего маршрута. На брендовой остановке из старого автобуса MAN, расположенной рядом со...

Вице-министр туризма и спорта встретится с жителями Карагандинской области

В Караганде 6 октября в 11:00 состоится встреча вице-министра туризма и спорта Республики Казахстан Мираса Тулебаева с жителями области. Ее участники смогут обсудить актуальные вопросы...

Итоги главных стартов Азии

В Японии завершились ХХ летние Азиатские игры. С 19 сентября по 4 октября лучшие спортсмены континента боролись за награды главных стартов Азии. В итоговом...