Министр энергетики РК Болат Акчулаков доложился о текущей ситуации на внутреннем рынке ГСМ.
Фото: almaty.tv
По информации министра энергетики РК после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн в год.
– За последние 5 лет мы увеличили производство бензина почти на 70% (c 3 млн до 5 млн тонн), а дизельного топлива – на 30% (с 4 млн до 5,2 млн тонн), – сообщил Болат Акчулаков.
Как отметил министр энергетики, в прошлом году несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, в некоторых регионах страны ощущалась нехватка. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс тонн (без учета зимнего ДТ) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как ГМК и железная дорога, оставалось на прежнем уровне.
Основными факторами постоянно растущих объемов потребления можно назвать: транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны.
Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс тонн горючего было вывезено «серым» экспортом (по расчетам «IHS Markit»).
По словам министра энергетики РК Болата Акчулакова причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 т/л, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 т/л (101%).