15 C
Алматы
Воскресенье, 12 мая, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиЧеловек машине друг? Решениями карагандинских специалистов пользуются во многих странах мира

Человек машине друг? Решениями карагандинских специалистов пользуются во многих странах мира

«Вот, например, шахта. С определенной глубины, допустим, метров 500, надо поднять оборудование или какой-то материал. Для этого нужно подъемное устройство. Нажал кнопочку, оно к тебе спустилось, ты туда загрузил то, что тебе нужно, опять нажал и – вуаля, все на поверхности. Казалось бы: чего проще? Но за всем этим – труд большого количества людей, которые занимаются автоматизацией производственных процессов», – рассказывает о работе своей компании Дмитрий Лепехов.

Карагандинская компания «KAZPROM AVTOMATIKA» выполняет работы по проектированию, созданию и обслуживанию систем автоматического и автоматизированного управления и контроля технологических процессов. Занимается она этим без малого 20 лет. Приобретенный опыт позволил ей, поступательно развиваясь, трансформироваться в группу компаний «KPA GROUP». Ее «продукты» используются как в отечественной промышленности, так и в зарубежной. Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия, Германия, Великобритания, Алжир, Турция – это далеко не полный список стран, в которых реализованы важные проекты.

Что такое, с чем едят?

Теперь разберемся, что же такое автоматизация? Для чего она нужна? Для оптимизации производства, отвечает Дмитрий Лепехов, технический директор «KAZPROM AVTOMATIKA». Человек ведь всегда стремился сделать больше, затрачивая при этом меньше сил и энергии. В производстве оптимизация состоит из двух частей: механизации, где заменяется физический труд (то есть за тебя работает машина – гидравлическая, электрическая, пневматическая), и автоматизации, где уже не нужен человек, регулирующий процесс. За него это делает система.

– В наши дни механизация достигается за счет машин, имеющих электропривод (двигатель), который преобразовывает одну энергию в другую. Чтобы он работал, нужны специальные устройства, которые обеспечивают управление частотой вращения двигателя, я уже не говорю о том, что к нему необходимо подвести электричество. Теперь что касается самой автоматизации. Представьте себе завод, где различное оборудование дробит, перекачивает, транспортирует, обрабатывает и т.п. В общем, выполняет производственный цикл. Для его поддержания необходимо соблюдать параметры: давление, высоту, толщину, скорость. Этим и занимается автоматизированная система управления технологией производства (АСУ ТП). Мы обеспечиваем «жизнедеятельность» предприятия, – поясняет Дмитрий Лепехов.

Он отмечает: «KAZPROM AVTOMATIKA» является инжиниринговой компанией. А это значит, что она начинает заниматься проектом уже на стадии его зарождения и вплоть до самого запуска. Допустим, в стране решили построить определенный завод. Выбрали место, и вот с этого момента карагандинские специалисты в кооперации с EPC-застройщиками и поставщиками технологий принимают необходимые решения. А когда предприятие запустится, работники «KAZPROM AVTOMATIKA» выполняют гарантийное и сервисное обслуживание.

– Наша деятельность направлена на реализацию полного цикла услуг в области АСУ ТП и энергетики: проектирование, промышленные IT-системы, поставка компонентов автоматизации, комплексный и эксплуатационный инжиниринг. Мы – компания мирового уровня, то есть, по сути, ничем не отличаемся и не уступаем аналогичным офисам в Канаде, Германии или Америке. Хотя у каждого своя задача, своя сфера. Кто-то – в робототехнике, кто-то – в нефтяном секторе. Мы, к примеру, больше присутствуем в перерабатывающей промышленности, и наши решения потребляют те страны, в которых она очень развита. У нас низкая себестоимость и уникальные технологические достижения за счет большого опыта в этой сфере. Хороший спрос в Казахстане и за рубежом на проекты, связанные с модернизацией. На многих шахтах, рудниках большое количество технологического оборудования устарело, но не потеряло свою актуальность. Есть два выхода: купить новое (а это, мягко говоря, недешево) или обновить имеющееся. Последнее мы делаем с минимальными изменениями текущего технологического процесса, – говорит Дмитрий Лепехов. – Таким образом, производство получает второе дыхание и зачастую даже становится современным.

Создавая «умное» производство

У компании «KAZPROM AVTOMATIKA» есть собственный цех сборочного производства, где изготавливают электрооборудование и электрические шкафы. Последние представляют собой специальный ящик или коробку, которая содержит различные компоненты и провода. Шкафы нужны для защиты, управления электрическими устройствами и системами.

– Вообще, автоматизированные системы, с которыми мы имеем дело, можно сравнить с устройством современного мобильного телефона. Там есть экран, память, компьютер, который обеспечивает выполнение заданных программ. Система – тот же гаджет, только габариты побольше. Программы, кстати, пишут наши специалисты. В штате у нас порядка 300 человек: проектировщики, технологи, специалисты по электроприводу, программисты по промышленному оборудованию. Есть IT-отдел, который занимается автоматизацией управления промышленным производством. То есть это уже не просто регулирование отдельных технологических процессов, здесь – контроль производства в целом, диспетчерское и оперативное управление.

Совсем недавно мы вошли в специальную экономическую зону «Парк инновационных технологий». Наша компания там является первым казахстанским разработчиком MES-систем. На них, к слову, и строится Индустрия 4.0., где цифровые технологии позволяют в режиме реального времени осуществлять мониторинг физических процессов, самостоятельно принимают решения, контролируют взаимодействие между собой машин и людей. Так называемые «умные» заводы – это наших рук дело. Точнее голов, – гордится технический директор компании.

В Казахстане знаковых проектов, которые реализовала «KAZPROM AVTOMATIKA», хватает. Введено в работу основное технологическое оборудование и осуществляются обслуживание и эксплуатация КИПиА, электроприводов и систем энергетики АО «Жайремский ГОК». Выполнена модернизация поточно-транспортной системы для АО «Шубаркуль комир». Работали карагандинские специалисты и с шахтами «АрселорМиттал Темиртау». Решениями «KAZPROM AVTOMATIKA» пользуются компании квазигоссектора, такие как «Теплотранзит Караганда».

– Сотрудничали с РГП «Казводхоз», это транспортировка воды в республиканском значении. Объекты с водонагревательными установками, насосными станциями не обходятся без автоматизации. Был у нас проект учета алкогольной продукции по всему Казахстану. Система «смотрела» за количеством произведенной и разлитой горячительной жидкости. На предприятиях устанавливали датчики, которые всю информацию в режиме реального времени передавали в единый обрабатывающий центр в Астане. Наши системы отслеживают движение железнодорожных составов с отгруженной рудой, углем. На различных карьерах с помощью наших решений ведутся контроль топлива, его перемещение. Все это помогает предприятиям экономить, рассчитывать, планировать. К слову, мы единственная в стране инжиниринговая компания, которая может выполнять решения от АСУ ТП до уровня ERP-системы. А она включает в себя разные направления: налоговый и бухгалтерский учет, планирование бюджета, кадры и активы предприятия. Это мощная так называемая бесшовная интеграция всех систем, – поясняет Дмитрий Лепехов.

Партнерство или соперничество?

«KAZPROM AVTOMATIKA» проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с пятью ведущими университетами страны. Один из примеров: налажено системное взаимодействие с КарТУ им. Абылкаса Сагинова, создан филиал кафедры автоматизации производственных процессов, организован совместный центр «КарТУ – Mitsubishi Electric FA – «KAZPROM AVTOMATIKA». Ежегодно в компании проходят практику студенты и магистранты, выполняются дипломные работы и пишутся магистерские диссертации по проектам компании. Отличившиеся выпускники приходят трудиться в «KAZPROM AVTOMATIKA». И им для этого уже не нужна адаптация, в работу над проектами включаются сразу.

– В офисе компании есть испытательная лаборатория. У нас завод в миниатюре. Если на предприятии двигатель весит 100 тонн, то в нашем центре его вес – 100 килограммов. Мощности, конечно, не такие, как на производстве, но для того, чтобы смоделировать работу системы, хватает. Кроме этого, наша компания принимает участие в разработке образовательных программ для подготовки специалистов, – рассказывает наш собеседник.

Он уверен, автоматизация – один из главных эволюционных процессов, который двигает человечество вперед. С ее помощью можно заменить труд человека, особенно это актуально, если речь идет о тяжелых работах в опасных для здоровья условиях. На некоторых производствах стремятся полностью заместить человека.

– Автоматизация во всех сферах деятельности человека займет еще не одно десятилетие. Нужно различать автоматизированные и автоматические процессы. Последние проходят без участия человека, и с ними дела обстоят полегче. Автоматизированные вроде проще: часть функций, которые тебе сложно передать машинам (ввиду различных обстоятельств), ты выполняешь сам. Но в этом и состоит большая сложность. Нужно совместить автоматическую часть (которую выполняет система под управлением контроллера) и человека. А homo sapiens зачастую очень слабый элемент в такой цепочке, потому что он – предсказуемо непредсказуемый, – констатирует Дмитрий Лепехов.

По его словам, в странах, достигающих большей степени автоматизации, уже начинают задумываться: а как человек будет интегрирован в уже автоматическое производство? В одних случаях ведущим может быть искусственный интеллект (ИИ), а в других – homo sapiens. Важно обрести баланс. Взаимодействие ИИ и человека должно приносить наилучшие результаты.

Но что если этот баланс не удастся удержать? Вдруг фильм «Терминатор» – наше недалекое будущее…

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото предоставлено компанией

«KAZPROM AVTOMATIKA»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В Караганде для проезда будет недоступен еще один участок дороги

В связи с проведением работ по реконструкции автомобильной дороги по улице Космонавтов 12 мая с 06:00 будет перекрыт участок дороги от улицы Гоголя до...

Внимание всем: жителей Карагандинского региона призывают не паниковать

Департамент по чрезвычайным ситуациям оповещает, что в период с 15 по 16 мая на территории Карагандинской области будут проводиться командно-штабные учения по ликвидации возможных...

Глава региона ознакомился с работами по благоустройству главного проспекта Караганды

В Караганде продолжаются работы по благоустройству проспекта Бухар-жырау. Здесь обустраивается общественное пространство. Как идут работы, проверил аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев, сообщает сайт акимата...

Одна из шахт Карагандинского региона работала с нарушениями

Без малого полторы сотни нарушений в области промышленной безопасности выявлено в ходе государственного профилактического контроля на одной из шахт компании «Qarmet». Фото: newtimes.kz Государственные инспекторы департамента...

Военно-гостевая книга Александра Ильича Балабаса

Все меньше остается ветеранов. Многим уже под сто лет, некоторые прикованы к кровати и уже не могут, как раньше, встречаться с молодежью и однополчанами....

В малых зонах большие возможности для производств Карагандинского региона 

Поддержка отечественных предприятий – не столько тренд, сколько необходимость. И в этом деле все средства хороши. Речь здесь не только о госпрограммах и субсидиях....

В спецназе — только профи: история жизни Шукыржана Кулжанбека

Есть такая профессия – защищать свою Родину – Я родился в селе Успенка, рядом с Агадырем. В соседнем доме жил дедушка, Егинбай Кордабаев, хорошим был человеком,...