В редакцию обратилась Раиса Кураева, проживающая в селе Доскей Бухаржырауского района. Она пожаловалась на то, что иногородние пассажиры, приезжающие в областной центр по делам, вынуждены оплачивать проезд в общественном транспорте по двойному тарифу – 150 тенге. Причем для кондуктора не имеет значения, кто платит такую сумму — пенсионер или школьник.
— Считаю, что общественный транспорт должен быть доступен для всех слоев населения, чтобы не было социального неравенства, — сказала постоянная читательница. — После того как с 15 октября проезд в общественном транспорте Караганды стал дифференцированным, появилось много вопросов на этот счет. Автобус один, а оплата в нем разная: проезд транспортной картой ONAY! составляет 80 тенге, наличным расчетом — 150 тенге. Мы, жители села, не можем пользоваться льготным проездом, и еще не все приобрели транспортные карты. Нужно отменить электронное обилечивание и вместо частных автопарков сделать муниципальный, как в крупных городах.
Проезд по справедливости
Чтобы ответить на этот вопрос, «ИК» обратилась в филиал ТОО «Транспортный холдинг Алматы» в Караганде. По словам директора Георгия Когая, льготный проезд в городском транспорте предусмотрен только для жителей областного центра.
— Тарифообразованием занимается местный исполнительный орган, — уточнил он. — Список людей, кому полагается льгота, нам подает отдел занятости и социальных программ. Среди них пенсионеры, кто платит 50 тенге, и школьники — 40 тенге. Есть еще и другие представители социально уязвимых категорий, кто бесплатно ездит в общественном транспорте. У них персонифицированные карты ONAY! За них потом из местного бюджета выплачивается компенсация пассажироперевозчикам. Все иногородние могут приобрести транспортную карту за 500 тенге, пополнить счет и оплачивать проезд по 80 тенге через терминал. Эта же цена будет действовать, если пользоваться альтернативными способами — QR-кодом либо SMS с любого оператора мобильной связи. Такая же стоимость и для иногородних школьников. Это не наши требования.
В отделе коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог также прокомментировали данную ситуацию.
По словам заведующего сектором пассажирского транспорта Асыла Тулеубаева, льготы за проезд на внутригородских маршрутах полагаются только тем, кто прописан и постоянно проживает в Караганде.
Жителям других населенных пунктов Карагандинской области, а также приезжим из других городов страны необходимо оплачивать проезд на общих основаниях: 80 тенге — через электронную систему, 150 тенге — наличным расчетом.
— В областном центре только недавно внедрен дифференцированный тариф, и его никто отменять не собирается, — сказал он. — Проделана огромная работа. Это сделано для того, чтобы подсчитать реальный пассажиропоток и посмотреть, действительно ли он соответствует сумме, которую запрашивают автопарки в качестве субсидий. Создавать муниципальный автопарк мы не можем, так как это противоречит действующему законодательству.
А ответ на вопрос: «Оправданна ли электронная система оплаты проезда в общественном внутригородском транспорте?» можно будет получить к концу текущего года. Пока в ОКХ, ПТ и АД сказать ничего не могут. Прошло только две недели, как действует дифференцированный тариф.
Светлана Сбродова
Фото Александра Марченко