Совсем не робот

1010

Воспитывать детей нужно своим примером. Известным всем, но мало применяемым на практике, принципом активно пользуется преподаватель информатики и робототехники гимназии № 9 поселка Осакаровка Юрий Федоров.

Несмотря на молодой возраст и небольшой стаж работы, учитель быстро заслужил авторитет у учеников своими достижениями, стремлением к повышению квалификации и образом жизни.

А еще увлек их сложным, но интересным направлением — программированием. Школьники среднего и старшего звена под его руководством успели выиграть несколько конкурсов по робототехнике, а двое выпускников после интересных уроков информатики поступили в университет, чтобы изучать IT-технологии.

Преподаватель, ведущий кружков, программист, изобретатель, автор научных статей, спортсмен, тренер, победитель множества конкурсов — это только малая часть списка достижений, которые успел заработать за 25 лет
Ю. Федоров. Он доказал, что можно и нужно любить свою малую родину: после пяти лет учебы и жизни в городе вернулся в родной поселок и развернул там активную деятельность, причем не только преподавательскую. Тем более он продолжает династию учителей: его отец многие годы преподает труд в другой школе Осакаровки.

— Вообще-то я планировал стать учителем физкультуры, потому что с детства занимался спортом и имел много достижений, — признается Юрий. — После сдачи ЕНТ подавал документы на факультет ФК, но на грант не прошел, поэтому поступил в колледж «Болашақ» на специальность «Информационные системы», где стал лучшим выпускником, а после его окончания — в КарГУ на ту же специальность. Я знал, что в нашем поселке острая нехватка учителей, к тому же была возможность воспользоваться Государственной программой «С дипломом — в село», поэтому решил вернуться в поселок. Мне предоставили дом и неплохие подъемные, и вот два года я преподаю в гимназии № 9 информатику и веду обязательный кружок робототехники. Трудности в первое время были только с методическими материалами, так как опыта я не имел. А вот наладить контакт с детьми не составило труда, потому что они меня знали как спортсмена, некий авторитет я у них уже имел, поэтому им было интересно на моих занятиях.

Основы робототехники я изучал в вузе, но пришлось переработать некоторые нюансы для школьных уроков. Это обязательный предмет для гимназистов, его изучают с 5 по 11 класс, но в старшем звене курс называется «Инженерия и моделирование». Занятия очень хорошо развивают логическое мышление, также при построении роботов необходимо знать физику, математику и программирование. Робототехника — очень перспективное направление, поэтому я стараюсь уделять урокам особое внимание и увлечь детей.

Результаты у осакаровских роботостроителей уже есть. В первый же год работы в школе воспитанники Юрия Федорова выиграли районный «Роболенд», в таком же областном конкурсе один из учеников занял первое место, а в соревновании Kazrobotics — второе место в категории «Эстафета роботов». Далее следовали победы в республиканской дистанционной олимпиаде по информатике, международном конкурсе-игре «Bebras» и других конкурсах.

Сам учитель тоже успевает принимать участие в различных интеллектуальных состязаниях, постоянно постигая сложности программирования и пробуя себя в новых направлениях.

— У меня есть коллега, который раньше участвовал в мероприятиях типа мейкатона — это сообщество изобретателей, которые посредством технологий и смекалки решают реальные жизненные трудности людей с ограниченными возможностями и их ближайшего окружения, но за другие команды, — продолжает Юрий. — В этом году он решил собрать свою команду Осакаровского района, куда пригласил меня программистом, и мы отправились в столицу на мейкатон «TOM: Nur-Sultan». Там за четыре дня разработали свой проект — инвалидный стул-подъемник, аналогов которому пока нет. Он предназначен для людей, лишившихся обеих ног. Такому человеку трудно обслуживать себя в быту — самостоятельно сесть на стул или инвалидную коляску, лечь на кровать, воспользоваться туалетной комнатой, для этого им необходим другой человек. С помощью нашего стула он может передвигаться по комнате, опускать его, пересаживаться и потом кнопкой поднимать до уровня кровати или стола. Наш проект занял первое место, свою разработку мы запатентовали и сейчас думаем над внедрением в жизнь.

В списке достижений также победы в областных и международных олимпиадах по программированию, информатике, сетевым технологиям. В районе он считается сильным специалистом, поэтому молодого преподавателя приглашают вести курсы и мастер-классы для коллег из области. За время работы он успел и разработать авторские программы, и выпустить научные статьи.

Однако компьютер и преподавание не превратили жизнь молодого человека в сидячую — параллельно с программированием Юрий активно занимается спортом. Не только в районе, но и в области его знают как отличного футболиста. Хотя сам он признается, что с детства занимался практически всеми видами спорта — легкой атлетикой, волейболом, хоккеем, теннисом, шахматами и шашками. Занимался в группе подготовки «Шахтера» и «Булата», сейчас играет в областной Лиге любителей мини-футбола и является лидером двух команд — в Караганде и Нур-Султане. Школьники следят за спортивными успехами своего учителя, просматривая игры в интернете, или приходят на матчи.

— Я всех детей стараюсь завлечь в спорт, чтобы они как можно меньше времени проводили с гаджетами и вели здоровый образ жизни, — добавляет Юрий.

Поддержанию здоровья способствуют и натуральные продукты с собственного огорода. Помимо работы и спорта, учитель занимается собственным хозяйством — выращивает картофель и другие овощи, держит коров и свиней. Так что на столе всегда свежие продукты, творог и сметана.

Несмотря на то, что программистом сейчас работать гораздо выгоднее и перспективнее, Юрий не собирается оставлять профессию учителя. Говорит, что ему очень нравится работать с детьми, передавать свои знания и видеть живой интерес в их глазах. Сейчас он получает еще одну профессию — учителя математики, так что школу покидать не собирается.

Светлана СВИЧ

п. Осакаровка