Жители жалуются на некачественное оказание медицинских услуг

584

Жители области за девять месяцев этого года написали 429 жалоб на некачественное оказание медицинских услуг. Больше всего пациенты жалуются на участковых терапевтов, на втором месте оказались акушеры-гинекологи, на третьем — хирурги, на последнем — педиатры. По 139 обращениям были проведены проверки в 186 медицинских организациях, после которых обоснованными были признаны 32 жалобы, еще 64 — частично обоснованными.

В своем Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев отвел особую роль повышению эффективности системы здравоохранения. Он отметил, что Казахстан с первых дней пандемии без промедления принял эффективные меры для борьбы с распространением инфекции. Большой акцент был сделан на реабилитации. А теперь нельзя допустить ухудшения ситуации с заболеваниями, не связанными с коронавирусом.

Карагандинская область еще в 2020 году приступила к реализации Государственной программы развития здравоохранения на ближайшие пять лет. Акцент в ней был сделан на развитии профилактического направления медицины, а конечным индикатором должно стать повышение продолжительности жизни населения. Этого возможно достигнуть, лишь снижая уровень риска преждевременной смертности (от 30 до 70 лет) от различных заболеваний.

— Одной из приоритетных задач департамента Комитета контроля медицинского и фармацевтического контроля является обеспечение качества и доступности в сферах обращения лекарственных средств и медицинских изделий, оказываемых медицинских услуг, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — рассказала на брифинге в региональной СЦК руководитель департамента Ольга Смирнова. — Мы как госорган реагируем на обращения проверками с выходом на объект. Таким образом, было проверено 186 объектов — в 23% случаев факты подтвердились и были установлены дефекты. На первом месте продолжают лидировать жалобы на качество медицинских услуг — 63%. Второе место занимают обращения по достоверности и обоснованности выдачи листков нетрудоспособности — 12%. Процент неудовлетворенности граждан оказанием медицинской помощи в городских поликлиниках и стационарах увеличился и составляет 95% от общего числа проверенных медорганизаций, а в сельских — всего 5%.

Нужно отметить, что с начала года поступило 27 обращений по вопросам коронавирусной инфекции, в том числе 13 — в связи с летальным исходом. По 20 из них были проведены проверки, в результате которых доводы заявителей по некачественному обслуживанию подтвердились по 6 случаям, еще в шести имело место частичное подтверждение указанных негативных обстоятельств, необоснованными квалифицированы 8. В настоящее время находятся на рассмотрении пять обращений. Департаментом по результатам внеплановых проверок назначено 23 штрафа на сумму 1,3 млн тенге, еще 31 материал направлен в следственные органы из-за признаков состава уголовного правонарушения.

К сожалению, COVID-19 внес свои печальные коррективы и в показатели материнской смертности — за 9 месяцев в регионе было допущено 10 летальных случаев рожениц. В одном случае причиной стало соматическое заболевание, осложнившееся беременностью и родами, в другом — акушерское кровотечение, в двух случаях — акушерский сепсис, в пяти случаях — коронавирусная инфекция, еще один случай произошел от постковидного осложнения тромбоэмболии.

Сотрудники департамента не только реагируют на жалобы, но и посещают поликлиники и стационары с профилактическими проверками. С этой целью они побывали в 22 государственных и трех частных медорганизациях. Несмотря на мораторий на проверку частных организаций, в случаях, если был причинен вред здоровью, инициируется проверка этого учреждения. В результате были выявлены 108 грубых нарушений и 414 дефектов, а также 128 значительных нарушений и 511 дефектов. Значительная часть приходилась на работу стационаров.

Была проведена большая работа в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Проверки инициировались в том числе на основании поступивших жалоб и писем от госорганов — не только розничных аптек, но и медико-социальных учреждений. В результате было наложено 6 административных штрафов. По материалам, поступившим из правоохранительных органов, общая сумма наложенных штрафов составила 3 млн 719 тысяч тенге.

— Для того чтобы быстро решить вопрос, если пациент находится непосредственно в медицинской организации и возникает проблема с оказанием помощи, выдачей направления и т.д., в первую очередь мы рекомендуем обратиться в службы поддержки пациента, которые организованы во всех медорганизациях, — пояснила Ольга Смирнова. — А также к заместителю руководителя по качеству медицинских услуг, который должен решить вопрос на месте. Если проблему невозможно решить на уровне поликлиники или стационара, то необходимо позвонить в колл-центр управления здравоохранения или по телефону доверия Минздрава и сообщить суть вопроса. Также существует единый номер 1406 Фонда обязательного медицинского страхования, и обращение передадут ответственному за это специалисту. В случае нанесенного вреда здоровью можно обращаться на портал «электронного правительства» или в наш департамент в письменном виде, и мы проведем расследование.

Светлана СВИЧ