С фотографии на фоне плаката «Место подвига – Чернобыль» на нас смотрит молодой парень в военной форме. Мейрамбек Баекенов никогда не забудет несколько месяцев, проведенных близ печально известной атомной электростанции. Здесь в апреле 1986 года произошла катастрофа, грозившая страшными последствиями всему человечеству. В ликвидации угрозы принимали участие тысячи граждан со всего СССР. Опасность была устранена, но почти все «чернобыльцы» поплатились за это своим здоровьем, многих, к сожалению, уже нет в живых.
К моменту взрыва четвертого энергоблока станция эксплуатировалась всего 16 лет. Председатель общественного объединения, которое включает в себя наших земляков, откликнувшихся на призыв Родины, вспоминает: со всех уголков страны к станции съезжались тысячи людей. Специалисты-химики и физики, военные из войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), солдаты-срочники, строители, бульдозеристы, водители, крановщики, сварщики и представители других специальностей. Мейрамбеку Баекенову тогда пришлось надеть военную форму во второй раз.
По его словам, согласно приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова, в район аварии направлялись военнообязанные возрастом не моложе 25 и не старше 45 лет. Когда М. Баекенова призвали, ему было всего 24 года.
– После школы я поступил в Карагандинский горный техникум, окончил его в 1983 году, затем ушел в армию. Срочную проходил в Москве, думаю, служил достойно, один раз даже был в отпуске. В 1985-м демобилизовался, вернулся домой, начал строить свою жизнь. Женился, родилась дочь. И вдруг в июле 1987 года меня вызвали повесткой в Джезказганский горвоенкомат. Когда прибыли, у нас забрали военные билеты и личные документы, быстро провели медосмотр. Переодели в военную форму, привезли на железнодорожный вокзал и рассадили по вагонам. Никто не знал, куда мы едем, предположения высказывались самые разные. В конце июля мы приехали в Киев – и только здесь узнали, что нас мобилизовали для ликвидационных работ на разрушенной АЭС. На вокзале уже ждали офицеры и колонны военных автомашин. Меня с земляками направили в поселок Зеленый Мыс, где были расположены воинские подразделения. Я попал в войсковую часть 93605 Ленинградского военного округа. Мы сменили отслуживших свои сроки солдат из Азербайджана, – рассказывает Мейрамбек Каримович.
Воинская часть занималась разборкой различных объектов и строительством новых. Каждый день отряд облачался в защитные костюмы, затем направлялся работать в загрязненную зону. Здесь старались не задерживаться, все операции выполняли максимально быстро. По окончании работ снимали верхнюю одежду, мылись в душевой, переодевались во все чистое. Затем возвращались в часть для отдыха. Вот так работали шесть месяцев. Построили новый город Славутич, куда переселяли жителей Припяти, возводили детские сады, школы, больницы. Приходилось работать и в непосредственной близости от разрушенного реактора.
За мужество, проявленное при исполнении служебного долга, наш земляк отмечен медалями «Ерлігі үшін», «За отличную работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», почетной грамотой министра обороны РК Нурлана Ермекбаева, а также ведомственными наградами.
– Многих моих товарищей в настоящее время уже нет в живых. Я сам с тех пор перенес пять инсультов. Чернобыль для нас – это открытая рана, самая страшная атомная трагедия в истории человечества после Хиросимы, – говорит Мейрамбек Каримович.
По некоторым данным, более 2500 карагандинцев участвовали в ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Память о них чтят в областном центре. В августе 2016 года в парке Победы был открыт памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Автором 10-метровой композиции является художник-скульптор Игорь Баграмов. А в прошлом году в центральном парке поселка Аксу-Аюлы Шетского района при активном содействии членов ОО «Чернобыль – зона отчуждения» была открыта мемориальная доска, посвященная трагическим событиям 1986 года.
Фархат КИНЖИТАЕВ