В преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов мы вспоминаем тех, кто за мужество и героизм, проявленные в бою, удостоился высшей степени отличия. Проходят годы, редеют ряды ветеранов, и уже единицы живущих ныне среди нас могут рассказать подрастающему поколению о беспримерном подвиге народа.
В фондах областного музея изобразительного искусства хранится монументальное полотно «Лица Победы». Автор – карагандинский художник Евгений Ким. С панно смотрят суровые лица 44 наших земляков. Застывшие на фоне серой заснеженной степи, они словно ждут приказа двигаться дальше, несмотря ни на что.
Они служили на разных фронтах и даже не знали друг друга. Не знали и того, что их грудь украсят «Золотая Звезда» Героя Советского Союза или все три ордена Славы (полный кавалер). А объединяет их одно – Карагандинская область.
Всматриваясь в групповой живописный портрет, пытаешься понять, о чем они думали, находясь на грани жизни и смерти. В Государственном архиве Карагандинской области хранятся материалы, собранные в 1984-1985 годах для подготовки энциклопедии «Караганда. Карагандинская область». Эти страницы – живые истории истинных героев. В их числе – Мартбек Мамраев, Казбек Нуржанов, Владимир Бреусов, Вера Хоружая, Камали Дюсембеков, Семен Сидорков и многие другие.
Открывает дело наградной лист сержанта Нуркена Абдирова. В документе говорится: «Постоянный домашний адрес /представляемого к награждению или его семьи/ – 808 ШАП, 267 ШАД, Казахская ССР, г. Караганда, ул. Амангельды, дом
№ 8, кв. 11».
Как отмечается в кратком, конкретном изложении личного боевого подвига или заслуг, за 16 боевых вылетов Нуркен Абдиров уничтожил до 50 солдат и офицеров противника, 12 танков, 28 автомашин с войсками и грузом, 13 повозок с боеприпасами, 1 цистерну с горючим, разбил 3 дзота и подавил огонь трех орудий. 19 декабря 1942 состоялся его последний, 17-й вылет. В этот день сержант-пилот выполнял приказ по бомбардировочно-штурмовому налету ведомым в составе четырех самолетов ИЛ-2 на сильно укрепленный рубеж противника и большое накопление танков в районе Боковская-Пономаревка.
«Сильным заградительным зенитным огнем противник пытался помешать нашим соколам наносить меткий удар за ударом по врагу, сокрушающим его укрепления, технику и живую силу. Одна за другой выводились из строя вражеские зенитные батареи, но один из снарядов противника попал в мотор, и самолет, пилотируемый тов. Абдировым, загорелся. Видя, что тянуть горящий самолет до своих войск невозможно, тов. Абдиров как коммунист, верный сын казахского народа, истинный патриот Социалистической Родины, следуя героическому примеру капитана Гастелло, направил свой самолет в гущу вражеских танков и погиб со своим экипажем смертью героя. 19.12.42 года в своем последнем полете уничтожил: до 6 танков, 2 точки ЗА, до 20 солдат и офицеров, создал очаг пожара и собственным своим самолетом, охваченным пламенем, врезался в гущу вражеских танков», – писал 20 декабря 1942 года командир 808-го штурмового авиационного полка Красночубенко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года Нуркену Абдирову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К этому делу прикреплен отрывок из очерка «Герои Советского Союза – казахстанцы» (1968 год), где очень хорошо раскрыт образ нашего сокола. Как известно, когда началась война, Нуркен Абдиров проходил учебу в Оренбургском авиаучилище. По окончании ему давали краткосрочный отпуск, но в родную Караганду он так и не поехал.
«Я тороплюсь забить рычащие глотки фашистов смертоносными пулями и потому не еду домой», – написал он в письме матери Багжан.
9 октября 1942 года он направился в 808-й штурмовой авиационный полк, вошедший в состав 267-й штурмовой авиационной дивизии, а 23 октября у него был первый боевой вылет. В письме, написанном перед этим, он сообщал: «В моих руках быстрокрылый самолет, несущий врагу свинцовый гостинец. Если мы не уничтожим фашистов, они уничтожат нас, и не вернется для нас радостная, счастливая жизнь».
Его летное мастерство росло от боя к бою, и крепла дружба с боевыми товарищами – летчиками Алексеем Писанко, Петром Вычукжаниным и стрелком Александром Комиссаровым.
«Прощай, Леша. Передай Родине мой горячий салем! Напиши в Караганду. Прощай, друг!» – это были последние слова славного сына Сарыарки, которые услышал в своем шлемофоне пилот другого самолета Алексей Писанко.
И даже после героической гибели он не давал покоя фашистам – в 1944 году в бой вступил самолет им. Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, построенный на добровольные взносы наших шахтеров.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА