Последствия могут быть печальными

2005

Самовольно выкопав яму в областном центре для сброса отработанной жидкости после производства картона, целлюлозно-бумажный комбинат навлек на себя гнев местных жителей, общественников и экологов. Последние намерены приостановить деятельность предприятия.

Дело в том, что сброс сточных вод отравляет жизнь населению, проживающему неподалеку от этого предприятия. Если ситуация не изменится, то вскоре земля здесь станет мертвой.

По словам жителя улицы Горького Заинды Докаева, после того как на новом производстве приступили к переработке вторсырья, в их округе стало нечем дышать. Небольшой водоем, образованный на месте, где когда-то шли подземные выработки, превратился в отстойник. И этой водой нельзя поить домашний скот.

– Несколько месяцев назад мы забили тревогу, что туда сливают химикаты, – рассказывает он. – Обратились в областной Общественный совет, попросили разобраться. Они вмешались, однако на предприятии не ликвидировали последствия. Те химикаты, которые были сброшены в водоем, осели на дно. Но это же не решает назревающей экологической проблемы. Необходимо принимать конкретные меры, которые позволят сохранить окружающую среду и не будут нам мешать. Мы с братом живем в доме наших родителей уже 63 года и никуда переезжать не собираемся.

Стоит отметить, что после жалобы карагандинцев в Общественный совет области вмешались представители департамента экологии по Карагандинской области. В августе они провели внеплановую проверку, взяли на экспертизу почву и воду в этом районе. Позднее лабораторные исследования показали, что в пробах имеются остатки нефтепродуктов, взвешенных веществ, тяжелых металлов и прочее.

По словам заместителя руководителя департамента экологии Дархана Исжанова, целлюлозно-бумажному комбинату было выдано предписание устранить все нарушения. Они не имели права делать сброс сточных вод на рельеф местности, а в дальнейшем в водоем, образованный на месте шахтного поля. Для начала им выписали штраф в размере 1,4 миллиона тенге.

– К сожалению, по истечении двух месяцев предприятие не приняло никаких действенных мер по устранению проблемы, – констатировал он. – Да, они прекратили сброс. Но не сделали так, как того требует законодательство, – полностью не устранили последствия. В дальнейшем эта земля может быть непригодной для использования в сельском хозяйстве. Им нужно предусмотреть все таким образом, чтобы исключить любое попадание отработанной жидкости в почву и грунтовые воды. Отстойник нужно забетонировать. Либо воспользоваться другим техническим решением, чтобы замкнуть процесс и не причинять негативного воздействия на окружающую среду. Мы подали иск в суд и будем ходатайствовать, чтобы приняли решение о приостановлении их деятельности.

В свою очередь генеральный директор ТОО «Карагандинский целлюлозно-бумажный комбинат» Вадим Гороховский поясняет, что они приняли временные меры. В частности, перестали использовать котлован оборотной воды и прекратили все сбросы.

– Сейчас готовится проектно-сметная документация по рекультивации земли и ликвидации котлована, – пояснил он. – Реализация проекта требует времени и затрат. Вскоре наступит зима, и вести какие-либо работы не представляется возможным. Их планируем начать весной будущего года. А уже к лету полностью благоустроим территорию. Пока в тестовом режиме перерабатываем около 500-700 тонн макулатуры в месяц. На производство одной тонны бумаги уходит 25-30 тонн воды. Мы думали, что нам хватит тех емкостей, которые есть на территории, но оказалось, что этого количества недостаточно. Поэтому вырыли котлован на улице, чтобы туда сливать воду, а потом вновь ее использовать. Но не знали, что это нужно официально оформить и получить разрешение. Когда департамент экологии нам выдал предписание, мы сразу приступили к его выполнению. Более того, уплатили штраф за то, что самовольно вырыли котлован, тем самым нарушив экологическое законодательство. Сейчас за территорию завода ничего не вытекает.

Как отметила представитель Общественного совета Карагандинской области Гульнара Курбанбаева, если бы экологи не вмешались и на предприятии не провели проверку, то последствия были бы намного печальнее.

– Установлено, что на комбинате недоработали технологический процесс, и это привело к разбирательствам, – говорит она. – Мы убедились, что сейчас ситуация изменилась. Отработанная излишняя жидкость уходит в сточный водозаборник и увозится на водовозах. Так что экологических проблем от этого предприятия дальше быть не должно. Этот вопрос будем держать на контроле до тех пор, пока полностью не будут выполнены все требования департамента экологии.

Однако остается еще одна проблема, которую пока не могут решить общественники.

Местные жители пожаловались, что неподалеку от шахты имени
Т. Кузембаева работают «черные копатели». В поисках металлолома экскаваторами перекопали почти всю территорию. Раскопки ведутся в месте просадки земли, где раньше были шахтные выработки. Это приводит к выбросу метана в атмосферу, что небезопасно.

К тому же на этой территории жители улицы Горького пасут скот, которому тоже угрожает опасность. У братьев Докаевых пропала корова. Ее долго искали, думали, что украли. Оказалось, она упала и погибла в одном из котлованов, оставленном копателями. Ущерб предъявить некому.

Как отметила представитель областного Общественного совета Наталья Вшивцева, эта земля принадлежит городу. И работать здесь без соответствующего разрешения никто не имеет права.

– Чтобы разобраться в ситуации, в июне мы проводили заседание Общественного совета, после чего писали письма в акимат Октябрьского района и акиму Караганды, – рассказывает она. – Но, к сожалению, до сих пор никакого ответа не получили. Хотя уже должны принять какое-то решение, чтобы в дальнейшем избежать экологических проблем.

Светлана СБРОДОВА

Фото автора