Ровно год назад статья 16 «Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства» Закона РК «О противодействии коррупции» была дополнена. Она гласит, что в субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб. Их основная задача – обеспечение соблюдения соответствующей организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции.
Практика внедрения таких служб уже показала свою эффективность во многих странах мира. О том, как работают комплаенс-службы в Казахстане на примере ТОО «Қарағанды Су» и какие результаты достигнуты с применением такого инструмента, шла речь на семинаре-совещании в онлайн-формате. Организатором выступила антикоррупционная служба Карагандинской области. За тот год, что прошел после внесения изменений и дополнений в 16-ю статью, многие предприятия сделали значительные шаги в борьбе с неприглядным явлением.
Антикоррупционные комплаенс-службы представляют из себя независимые подразделения в организациях, имеют официальный статус и право доступа к получению всей необходимой информации, проведению внутренних расследований по потенциальным нарушениям с привлечением необходимых экспертов в сфере комплаенс-контроля. Более того, сотрудники антикоррупционных комплаенс-служб – как их называют, офицеры – имеют прямой доступ к коллегиальному органу по выражению своего мнения и передачи сведений в отношении нарушений, полученных в процессе контроля самих рисков. Вместе с тем антикоррупционные комплаенс-службы взаимодействуют со всеми категориями регулирующих и надзорных органов, обеспечивая успешную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции.
В рамках семинара-совещания был рассмотрен вопрос о деятельности комплаенс-службы в ТОО «Қарағанды Су». Это самая крупная водоснабжающая организация в Карагандинской области. О работе, проделанной в данном направлении, рассказала комплаенс-офицер ТОО «Қарағанды Су» Жулдыз Ескенова.
ТОО «Қарағанды Су» является субъектом естественных монополий по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям городов Караганды, Темиртау, поселка Актас. Протяженность сетей водоснабжения составляет свыше 1081 км, а канализации – свыше 691 км. В компании более 40 структурных подразделений, в которых трудятся 1704 человека. Приказом генерального директора ТОО «Қарағанды Су» в марте этого года создана служба правового регулирования и комплаенса.
– На основании методических рекомендаций по организации института антикоррупционного комплаенса в субъектах квазигосударственного сектора, утвержденных председателем Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции А. Шпекбаевым, комплаенс-службой были разработаны и введены в действие внутренние акты по противодействию коррупции, – рассказала Жулдыз Ескенова. – К числу таких документов относятся антикоррупционный стандарт, антикоррупционная политика и план мероприятий по противодействию коррупции ТОО «Қарағанды Су» на 2021-2025 годы, Кодекс корпоративного управления, Кодекс деловой этики и т.д.
Для обеспечения конфиденциальности обращений и жалоб комплаенс-службой была создана электронная почта «горячей линии», а также телефон доверия.
– Наша комплаенс-служба осуществляет функции по предупреждению противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрению корпоративной этики, основанной на соблюдении законодательства Республики Казахстан, – продолжила выступающая.
Во всех структурных подразделениях ТОО установлены стенды с информацией и плакатами о противодействии коррупции, а также контактами комплаенс-службы. При приеме на работу в «Қарағанды Су» руководствуются законодательством и требованиями внутренних актов, отдают предпочтение кандидатам, имеющим более высокую квалификацию и производственный опыт. Подбор и продвижение кадров осуществляются исключительно на основе профессиональных способностей, знаний и навыков согласно внутренним актам, исключая какие-либо проявления дискриминации по половым, расовым, политическим, религиозным и другим мотивам.
Согласно Трудовому кодексу РК при поступлении на гражданскую службу, на работу в субъекты квазигосударственного сектора лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении коррупционного преступления, в связи с чем при приеме соискателя сотрудники отдела по работе персоналом запрашивают такой документ.
Комплаенс-служба прилагает все усилия для недопущения коррупционных и других противоправных действий как со стороны государственных органов, так и со стороны должностных лиц и работников предприятия.
Основным лектором на семинаре-совещании выступила преподаватель Центрально-Казахстанской академии, член информационно-просветительского штаба, сертифицированный специалист по антикоррупционному комплаенсу Алтынай Сулейменова, которая подробно рассказала о комплаенс-службе в Республике Казахстан.
Валентин ШИПУНОВ