Вот уже месяц сорокалетний Александр (имя изменено) проходит лечение в областном центре психического здоровья. Привезли его туда в состоянии алкогольного запоя. В отделении медико-социальной реабилитации он заново учится жить – справляться с зависимостью, избегать срывов, выполнять обязанности, общаться с другими людьми.
Но самое страшное, что его алкоголизм – это последствие наркомании. Мужчина признается, что впервые попробовал наркотик в 18 лет и очень быстро стал зависимым. Позже, пытаясь «завязать», искал другие способы получить удовольствие и таким образом плотно «присел на стакан». С тех пор не раз попадал в наркологическое отделение, но возвращался снова. Чтобы предостеречь других от страшных ошибок, он согласился откровенно рассказать свою историю.
«Это изменило мою жизнь»
– Я с детства занимался спортом, – вспоминает Александр. – Был неплохим боксером, входил в сборную области, тренировался с нашими знаменитыми спортсменами, лично знаком с Геной Головкиным. После школы поступил в университет, все шло хорошо. Но на каникулах после первого курса маялся от скуки, и знакомый предложил мне попробовать героин. Я, конечно, знал, что это наркотик, но по молодости и глупости отнесся легкомысленно и почему-то решил, что зависимость обойдет меня стороной и я не стану наркоманом. После первой же внутривенной дозы мне понравилось состояние, но это изменило мою жизнь и перевернуло все планы. Интересы ушли на второй план, бросил и спорт, и учебу. Три месяца я употреблял наркотик каждый день, а когда понял, что не могу остановиться сам, пришел домой и признался во всем отцу. Он отвез меня в наркологию, и там меня пролечили. После этого я боялся употреблять, но мне требовалось что-то другое, и я начал выпивать. Теперь приходится лечиться от алкоголизма, но героин отошел на второй план. В наркологии выведут из запоя, снимут синдром, а дальше все зависит от меня. Если я хочу бросить, нужно над этим работать.
Пациенты наркологического отделения попадают в стационар разными способами: одни приходят за помощью сами, других привозят родственники или полицейские по заявлению семьи. Сейчас там лечатся 13 человек. После снятия интоксикации и ломки их переводят в отделение медико-социальной реабилитации, там со взрослыми людьми работают как с воспитанниками детского сада или пионерлагеря, чтобы социализировать потерявших ориентир в жизни. Установлено строгое расписание, которого нужно придерживаться, каждому распределены свои обязанности – заправлять кровать, наводить порядок в тумбочке, убирать и мыть посуду. За ненормативную лексику следует «наказание» – нужно выучить стихотворение. Ежедневно утром и вечером проводятся собрания с обсуждением итогов дня. Справившихся с заданием поощряют, не справившимся стараются помочь. Наркологи работают с тягой и зависимостью, психологи стараются найти мотивацию к трезвой жизни, соцработники помогают с восстановлением утерянных документов и при желании – поиском работы. Во время последнего запоя Александр потерял удостоверение личности, благодаря соцработнику удалось выправить новое. Выйдя после лечения в жизнь, мужчина планирует устроиться на работу – у него есть квалификация водителя погрузчика, может трудиться на складе, заводе или на стройке.
В отделении имеется специальная психосенсорная комната, где пациенты могут снять возбуждение и стресс. На мягком ковре разбросаны кресла-мешки, в темноте под потолком отливает блестками шар, светятся звездочки, раздается спокойная музыка или звуки природы. В «неоновом дожде» хорошо расслабляется нервная система, успокаивает и «фонтан» в углу комнаты. Здесь психологи предпочитают работать со своими подопечными – проводить беседы или просматривать полезные фильмы.
На скорости в бездну
– В отделении я видел много молодых парней, которых привезли на лечение после употребления психостимуляторов – «соли», «скорости» и других, – делится Александр. – И даже зависимым со стажем становится страшно от того, в каком состоянии они находятся. Все страдают паранойей, проявляют признаки шизофрении, всего боятся. Им кажется, что за ними следят, они не могут есть и спать и доходят до полного истощения. Погибают очень быстро. Опасность в том, что синтетические наркотики не нужно вводить внутривенно – их можно нюхать, курить, некоторые даже просто растворять в воде. Поэтому возникает ложное чувство, что попробовать один раз – не страшно. На самом деле привыкание происходит мгновенно, и вся жизнь молодых людей складывается в вечный поиск новой дозы.
От современных синтетических наркотиков страдает в основном молодежь, говорит заведующая отделением медико-социальной реабилитации областного центра психического здоровья Гульнар Какимова. Если раньше в состоянии наркотического опьянения в стационар попадали молодые люди от 18 лет, то сейчас возраст начинается от 13-14 лет. Причем чаще всего они сначала становятся пациентами психодиспансера, так как поступают с галлюцинациями и признаками шизофрении, и только потом попадают к наркологам.
– Влечение от «солей» быстро развивается, зависимость нарастает с первого раза, и даже родители не успевают отреагировать на состояние своего ребенка, – говорит врач. – Медико-социальная реабилитация делает упор на психологическую зависимость, и в этом случае юный возраст играет на руку – у них еще нет многолетнего опыта употребления, и, возможно, справиться удастся быстрее. Первым делом нужно добиться от человека осознания, что он болен, к каждому подбирается индивидуальный подход плюс обязательная групповая работа самих зависимых.
Сотрудники специализированной химико-токсикологической лаборатории центра признаются: формулы синтетических наркотиков так быстро меняются, что не всегда удается идентифицировать их в анализах пациентов, несмотря на опыт экспертов и современное оборудование. В лабораторию попадают образцы биологических сред и из кабинета медицинского освидетельствования, который также работает при центре психического здоровья, и с предприятий области. Здесь определяют наличие в крови и моче алкоголя, наркотических и психоактивных веществ – морфина, каннабиноидов, трамадола, амфетамина, метамфетамина и др. Специальное оборудование позволяет определить его в течение всего получаса методом тест-системы.
На освидетельствование попадают по разным обстоятельствам. Полицейские привозят водителей, совершивших ДТП, подозреваемых в нахождении за рулем в состоянии опьянения, участников конфликтных ситуаций, сотрудников с места работы (при неадекватном поведении), приходят родители, заподозрившие неладное и приводящие детей, и по самообращению.
Светлана СВИЧ
Фото Александра МАРЧЕНКО