Такого мнения придерживается психолог, методист РНМЦ «Сарыарка дарыны» Татьяна Любчанская.
– Чем больше говорить про буллинг, тем больше его будет, – считает она. – Сработает окно Овертона. Для того, чтобы недозволенные вещи стали обыденными, для этого просто надо сделать сенсацию. И обговаривать как можно чаще. Причем неважно — в хорошем или плохом контексте. Это становится модным, а после — повседневным.
По ее словам, на буллинге держится мир. Вспомнить, хотя бы, сказки «Гадкий утенок», «Золушка». Там описывается классический вид травли, который сейчас называется буллинг. Но смысл не поменялся.
Однако появилась другая проблема – кибербуллинг. И если раньше еще как-то можно было контролировать моменты всеобщей травли одного человека, потому что происходило в реальном времени, то сейчас это сделать сложнее. К счастью, все решаемо. Создаются специальные программы.
В то же время, говорит Татьяна Любчанская, после того, как усилилась работа с психологами, которые работают в образовательных учреждениях, случаев буллинга среди подростков стало меньше. В то же время выяснилось, что школьники средних и старших классов стали чаще чувствовать себя одинокими в социуме. Есть случаи селфхарма.
– И таких обращений, к сожалению, стало больше, – говорит она. – Причем среди городских учащихся. В сельской местности таких проблем практически нет. Но, что немаловажно, дети стали самостоятельно обращаться к психологам. Да и родители на это обращают внимание. Важно, что в этот процесс включились педагоги. И это очень хорошо, значит, есть возможность совместными усилиями скорректировать поведение и все исправить. Уже есть много положительных результатов.
Светлана Сбродова
Фото Дмитрия Кузмичева