Гендерная политика в последние годы успешно реализуется Духовным управлением мусульман Казахстана. Все больше женщин получают специализированное образование в Египетском университете исламской культуры «Нур-Мубарак», расположенном в Алматы. Карагандинка Арай Бакирова – одна из его выпускниц.
– Когда я поступала в университет, то из более полутора тысяч студентов девушек насчитывалось около полусотни. Сегодня же их число заметно возросло. Связано это с тем, что женщины стали чаще ходить в мечеть, а работу вести с ними может только представительница нашего пола. Мужчины не имеют права преподавать девушкам или вести проповеди. Духовные учреждения остро нуждались в женщинах-устазах (педагогах). Поэтому на специальность «Исламоведение» с 2010 года начали выдавать гранты. Я была первой студенткой, которая поехала в вуз учиться по направлению и за счет государства, – рассказывает А. Бакирова.
Это было второе образование, которое получала теолог. На момент поступления в духовное заведение она уже имела профессию фельдшера. Так бывает, когда медик, которого обучают в сфере материалистического мировоззрения, становится глубоко верующим. Арай Бакирова сделала выбор в пользу религии. Семь лет преподает в областной мечети им. Анет баба, а последний год работает теологом республиканского центра «Акниет» по Карагандинской области. Ее основная деятельность теперь заключается в изменении взглядов женщин, попавших под влияние представителей деструктивного религиозного течения.
Главная ее целевая группа – осужденные, которые отбывают наказание в исправительном учреждении поселка Коксун. Это женская колония. Здесь вместе с совершившими уголовное преступление находятся и те, кого осудили за терроризм. В настоящее время здесь есть три салафитки, участвовавшие в боевых конфликтах на Ближнем Востоке. Еще одна получила условно-досрочное освобождение.
– Все они говорят, что поехали в «ИГ» (организация, запрещенная на территории РК) вслед за мужьями, неправильно трактовали религию, а сейчас поняли свою ошибку и раскаялись. Их сожаление вполне искренне, ведь они осознали содеянное, а на свободе остались их дети, которых теперь воспитывают родители. Мужья этих женщин или сидят, или остались в Сирии, Ираке. Возраст осужденных разный. Одной из трех отбывающих наказание – 60 лет. На Ближний Восток она поехала, чтобы вернуть дочь, зятя и внуков. Однако вместо этого примкнула к террористам. Теперь другие члены семьи в количестве восьми человек ждут маму и бабушку, – рассказала
А. Бакирова.
Если в искреннем раскаянии тех, кто находится в исправительном учреждении, теолог не сомневается, то сестры по вере, живущие по эту сторону «колючки», не всегда вступают на путь традиционного ислама. По мнению исламоведа, они гораздо дольше реабилитируются, и на полную их адаптацию уходит пара лет, а порой и больше.
– При каждой нашей встрече они говорят разные вещи. Женщины, которые несколько раз выходят замуж по шариату, всегда излагают суть ислама словами своих мужей. Но при этом они стали гораздо гибче при беседах с теологами и психологами. Дают правильные ответы. Всегда поддерживают при разговоре, некоторые даже стали разрешать своим детям смотреть мультфильмы, ходить в школу, перестали проповедовать, но в душе остаются при своей вере, – отмечает Арай Бакирова.
Однако теолог продолжает бороться с деструктивным радикализмом, нередко дискутируя с оппонентами. Кроме того, прибывших по операции «Жусан» обучают новым профессиям, трудоустраивают посредством государственных программ.
Очень много внимания со стороны исламоведов уделяется молодежи, потому как она становится все более верующей. Как рассказала Арай Бакирова, в первую очередь оповещаются родители пришедшей в мечеть юной прихожанки.
– Мы разговариваем с родителями и убеждаем их в том, что если дочь надела хиджаб, то лучше пусть посещает мечеть, нежели слушает сомнительные проповеди в интернете или попадет в среду радикалистов. Ведь женщины, которые уезжали в Сирию и Ирак, тоже не ходили к устазам, а слепо доверяли речам и посулам салафитов. В духовном же учреждении независимо от религии всегда направят в нужное русло, – подчеркнула теолог.
Самал АХМЕТОВА
Фото Александра МАРЧЕНКО