Многовековая история человечества полна противоречий: кого возвышали до небес вчера, сегодня уже в немилости, кого очерняли когда-то, ныне – гордость народа… В этом виновна вовсе не история: она лишь хранит факты да имена, события и даты свершений, указы и решения правителей. Лишь неумолимое время и судьбы народов – всему строгий судья, думается мне, свидетельнице событий на стыке веков, двух общественных формаций.
К примеру, 1920 год ХХ века вошел в историю Советского Казахстана как веха свободной, правовой, с атрибутами независимости автономной республики в составе РФ. А уже в 30-40-х годах прошлого столетия, несмотря на наличие хороших законов, допускалось привлечение к ответственности тысяч граждан казахской земли – без вины, без суда, без предоставления права на защиту. В те смутные времена в их числе оказался и простой колхозник аула № 4 бывшей Кувской волости Каркаралинского округа Тагат Мукушев. Он был обвинен местным органом НКВД как сородич потомственного бая, волостного управителя Таттимбета Казангапулы. Взяв с собой молодую жену по имени Кайша, он подался прочь от родных мест, спасаясь от тюрьмы…
Спустя месяцы странствований молодая пара оказалась на благодатной кемеровской стороне России, где кипела работа по укреплению социалистического общества, не хватало рабочих рук в каменноугольных шахтах, параллельно строились новые ветки железной дороги, развивалась тяжелая промышленность… Местная власть обеспечивала рабочих жильем, всевозможными продуктами питания, открывались школы. Когда Кайша благополучно разрешилась первенцем, дочку нарекли Тұмар («амулет»), что сулило возвращение в родные степи. Но тут работница ЗАГСа по своему восприятию данное «неженское» имя при записи в свидетельство о рождении заменила чудным именем Тамара, которым именинница только гордится! А когда Кайша в 1937 году родила еще одну красавицу, отец Тагат для нее выбрал имя из Корана – Мариям, но оно тоже руками той же заведующей, знающей толк в происхождении имен, было выправлено. В документах стояла запись – Мукушева Мария Тагатовна.
Оказывается, имя может красить человека точно так же, как и человек может красить имя свое. Маленькая Маня с ранних лет отличалась от сверстников уравновешенным, чутким характером. Отличница учебы, выросшая на стихах Александра Пушкина, повзрослев, оказавшись в конце сороковых годов уже ученицей старшего класса родного села в Казахстане, увлеклась философской поэзией Абая. По-особому врезались в юную память наставления поэта: «Не верь всем подряд, лучшие советчики – твой же ум и труд твой честный, лишь они помогут тебе в трудные моменты…»
Однажды управляющий отделением, встретив на улице любимицу аула, посоветовал ей поехать в город и выучиться на счетного работника или продавца, сказав на прощание: «Как раз строим контору и магазин, нам кадры нужны». Вот таким образом по направлению от сельсовета, отучившись в Карагандинском торговом училище, через год-полтора Маня вернулась с удостоверением торгового работника и, как обещала главе отделения, устроилась продавцом магазина смешанных товаров, чему мать и братишка Уркен были весьма довольны. Лишь она сама была немного огорчена, снова оказавшись в отдаленном от центра ауле.
Но вскоре ей некогда стало скучать: сама того не замечая, девушка горела желанием как можно лучше выполнить просьбу своих покупателей. А покупатели были горды тем, что у них появился свой магазин с отзывчивой молодой продавщицей.
В один из таких дней зашел к ней незнакомый молодой человек, назвавший себя Муратом Ахметбековым из соседнего Теректы, и вежливо попросил разрешения проводить ее домой после рабочего дня. Вскоре между молодыми людьми вспыхнула настоящая любовь, какая бывает только в кино. Когда дипломированного специалиста Мурата районная власть определила инструктором сельхозотдела Кувского (то бишь Егиндыбулакского) райисполкома, недавно соединившая с ним судьбу Мария, работая в местном универмаге, часто стала задумываться над будущим – в голове целеустремленной девушки то и дело вертелась мысль: «Надо дальше учиться, совершенствовать свои познания в торговом деле!» Одним словом, с согласия молодого мужа она той же осенью поступила в открывшийся в Караганде по линии Казпотребсоюза кооперативный институт и выучилась без отрыва от производства, получив высшее образование по специальности «Товаровед-организатор».
Когда в честь годовщины совместной жизни молодожены по профсоюзной путевке целый месяц проводили в лучших уголках и исторических местах братских республик, Мария, налюбовавшись достопримечательностями Западной Европы, стала заглядывать в местные магазины, интересуясь особенностями обслуживания покупателей. И увиденное зрелище эффективной организации торговли глубоко запало в память Марии: начиная от удобного расположения товаров вплоть до формы общения продавца с покупателем…
Не зря говорят: талантливый человек талантлив во всем. Так начались весьма интересные, насыщенные поиском новых форм и методов работы дни к тому времени уже члена правления Егиндыбулакского районного потребобщества Марии Ахметбековой. И по профессиональному, и по общественному долгу (член районного комитета народного контроля) она возглавляла работу по наведению порядка на товарных складах, справедливому распределению доставленных из облпотребсоюза продуктовых и промышленных товаров. Беспокоила ее наладка работы автолавок, обеспечивающих доставку жизненно важных товаров сельчанам – чабанам, механизаторам и земледельцам – детской одежды и обуви, товаров культпотреба. Даже в зимнюю непогоду Егиндыбулакским райпотребсоюзом обеспечивался месячный неприкосновенный запас продуктов питания, что не раз было отмечено со стороны вышестоящей организации «Казпотребсоюз». Был построен двухэтажный универмаг городского типа. Торговые точки стали оснащаться контрольно-кассовыми аппаратами. По согласованию с вышестоящими инстанциями она создала в селе комсомольско-молодежную бригаду продавщиц «Балқан», став ее директором-наставником.
В юбилейном 1967 году результативная деятельность Марии Тагатовны была отмечена правительственной медалью «За доблестный труд». А в 1970 году отличник советской торговли М. Ахметбекова была награждена орденом «Знак Почета». Вскоре об оптимально-эффективных формах организации торгово-потребительского общества в сельскохозяйственном Егиндыбулакском районе заговорили СМИ. Напечатанные в республиканском журнале «Қазақстан кооператоры», союзном журнале «Советская кооперация» статьи сопровождались фотоснимками М. Ахметбековой. Во вступительной части статей говорилось о роли кооперации в тяжелые послевоенные годы, когда пайщики смогли для потребительских нужд вносить в кооперацию все, чем богаты, приводились имена кооператоров-первопроходцев 40-50-х годов – Т. Батентаева, Р. Миртемирова, А. Ахметова, Б. Жақсыбаева, Ш. Жумашева и др.
Многим егиндыбулакцам запомнился такой случай. Первой телепередачей, которую мы смотрели в числе всех казахстанцев с «голубого экрана» в том 1974 году, был Х Всесоюзный съезд кооператоров, проходивший в Кремлевском дворце съездов, где депутата съезда Марию Ахметбекову показали в составе мандатной комиссии, – то был восторг двойной!
Ее отличала особая ответственность и отзывчивость: когда у сородичей Мурата Ахметбековича появлялись дети, нуждающиеся в материнской заботе, Мария брала на себя эту задачу. Так оказался в семье Ахметбековых мальчик по имени Жумагельды, названный старшим братом детей Нурлана и Гульден. Еще один случай: когда Мәйня-апай (как прозвали ее сельчане) была еще крепка-здорова, ей внезапно позвонили из райбольницы и сообщили о смерти при тяжелых родах золовки Бахыт, два часа назад доставленной из отдаленной зимовки. При виде барахтающегося и просящего кушать чудного ребенка сердце Марии чуть не разорвалось!.. Посоветовавшись с юристами-адвокатами, она добилась права усыновления ребенка. Ему дали имя Бауржан. Мурат и Маня взяли на попечение и Бейбута, старшего сына зятя Алпысбая и Бахыт-марқұм – вплоть до окончания школы, а затем политехнического института.
По закону неумолимого времени вот уже пятый год, как Мурат-аға ушел в мир иной. Мәйня-апа, восьмидесятипятилетие которой исполнится на днях, окруженная внуками и правнуками, живет в тиши городской квартиры, предоставленной алматинским сыном-бизнесменом Нурланом. А в огромном егиндыбулакском доме проживает со своей большой семьей Бейбут, который часто говорит: «Нет на планете лучшей земли, чем Егиндыбулак!»
Назипа АСКАР,
член областного совета ветеранов,
лауреат премии СЖ РК им. Н. Кулжановой