Можно ли сравнить дачное сообщество с заводом или фабрикой? А по закону дело именно так и обстоит – вот уже более двух десятков лет огородные товарищества имеют статус юридических лиц. И все эти годы садоводы недоумевают, на каком основании он был им присвоен? Сами дачники – не предприниматели. Урожай выращивают не для магазинной полки, а для собственного стола. Потребительские же кооперативы также не имеют никакой выгоды и дохода – все денежные средства, которые они получают в виде членских взносов огородников, тратятся на их же нужды – ремонт дорог, поливных труб и так далее.
Иллюстративное фото: rbc.ru
Казалось бы, звание юридического лица помидоры выращивать не мешает, но как бы не так. Дачникам, преобладающая часть из которых пенсионеры, из года в год все сложнее содержать свои участки. А все потому, что плату за электроэнергию им начисляют по завышенному тарифу, не как для физических лиц.
В конце 90-х годов восемь дачных обществ, расположенных близ Федоровского водохранилища («Наука», «Машиностроитель», «Заря», «Арман», «Иртыш», «Весна», «Восток» и «Политех»), объединили в потребительские кооперативы. Тогда же во всех документах появилась приписка, что отныне они являются юридическими лицами.
– Произошло все это без нашего согласия, – говорит председатель «Науки» Любовь Рыбина. – Ни в одном из наших обществ не было проведено собрание: согласны ли мы на перевод в кооперативы и юридические лица. Какие мы юрлица? Столько лет добиваемся правды, куда только ни обращались. Мы и в суд подавали. Городской и областной выиграли, но потом оппонент подал на апелляцию, и в Верховном суде мы проиграли.
Любовь Федоровна объясняет, что в прошлом году за сезон, который длится пять месяцев, каждый дачник оплатил за свет почти по двадцать тысяч тенге. Но так как процентов 80 из их числа пенсионеры, то многим это попросту не по карману.
– Мы там что, сталь варим? Трубы делаем? Консервы какие-то изготовляем да продаем ходим, сдаем по магазинам? Нет. Мы посадили, у нас не своровали, и, слава богу, мы выкопали. Ну и какие же мы юрлица? – недоумевает председатель.
Кроме того, она объясняет, что расчетная смета на сезон, который начинается ежегодно 1 мая, составляется уже в январе-феврале. А затем летом нередко происходит очередное повышение тарифов на электроэнергию. Производится перерасчет. И это тоже очень проблематично – тяжело собрать оплату с людей.
– Всех собери, всем объясни, всем докажи, – говорит она.
Так на протяжении многих лет Любовь Рыбина сообща с председателями других сообществ стучит во все двери, обращается во все инстанции, но вопрос по-прежнему не решен.
– У нас в уставе определено, что потребительские кооперативы – это юридические лица некоммерческой организации. Поэтому тарифы высокие. Одно слово всю картину портит. А вот приписку «некоммерческая организация» никто во внимание не берет. То есть мы не производим ничего, – объясняет председатель «Весны» Светлана Гришина.
Справедливости ради необходимо отметить, что плату за электричество энергоснабжающая компания, коей выступает «Расчетный сервисный центр» (РСЦ), с дачников берет все же не по максимальному тарифу. Он составляет 20,88 тенге за кВт/ч с НДС. В то время как полноценный тариф для юридических лиц – около 35 тенге. Но и это садоводов не устраивает, ведь физлица, каковыми они по факту и являются, платят в разы меньше – по 12-15 тенге за кВт/ч.
Генеральный директор Расчетного сервисного центра Алдияр Серикбай объясняет, что такой щадящий тариф для дачников был установлен им из-за понимания ситуации, в которой те оказались, и желания помочь. Оказывается, Расчетный сервисный центр является энергоснабжающей организацией и субъектом общественно значимого рынка в Бухаржырауском и Абайском районах и городе Шахтинске. Там компания регулируется уполномоченным органом, который утверждает им тарифы для населения, юрлиц и бюджетных организаций. Но в других районах, в том числе в Караганде, они имеют право применить любой расчетный тариф, так как электроэнергия – конкурентная среда. На сегодняшний день тариф без учета НДС для кооперативов, расположенных у Федоровского водохранилища, составляет 18,65 тенге, тогда как себестоимость – 18,7 тенге.
– Фактически мы не покрываем даже себестоимость, не говоря о снабженческой надбавке, заработной плате, закупке канцелярии, содержанию зданий, сетей и т.д., – объясняет Алдияр Серикбай. – Председатели дач пришли ко мне и попросили тариф поменьше. Я пошел им навстречу, предложил то, что мог. Должен был поднять в этом году тариф, но не стал, взял убытки на себя.
Загвоздка в том, что у РСЦ нет договоров на снабжение электроэнергией с каждым из дачников. Договоры заключены именно с юридическими лицами – кооперативами «Наука», «Машиностроитель», «Весна» и другими.
Отмечает глава компании и то, что сами дачники, хоть и жалуются на повышенный тариф, но лично как физлица в РСЦ не обращаются. Только юридические – потребительские кооперативы в лице председателя.
– Чтобы перейти на договоры физлиц, им необходимо обратиться в ТОО «ҚарағандыЖылуСбыт», – считает он.
Однако председатели уверяют, что уже обращались туда с этим вопросом. Там юрист компании пояснил им, что для этого необходимо будет создать диспетчерскую службу, нанять контролера, электрика…
– Но никто не пойдет же, к примеру, за 40 тысяч тенге работать. Надо хорошую зарплату платить. А где мы такие деньги возьмем, если за сотки с трудом собираем. Так и толку? То на то и выйдет, – говорит Любовь Федоровна.
Председатели дачных сообществ уже неоднократно привлекали к своей проблеме внимание СМИ, депутатов маслихата, энергокомпаний, управления сельского хозяйства и других. Просят лишь одного: поменять статус и вместо кооперативов вернуть былые простые товарищества. Для этого, объясняют они, необходимо внести поправки в законодательство, обращаться в Правительство, потому как на местном уровне такие вопросы не решаются.
– Нередко мы слышим в свой адрес: «Зачем вам свет? Пусть отключают!» Но как же? Ведь чтобы полить грядки, огород, необходим насос, а он работает только от электроэнергии. А освещение в домиках? Неужели нас хотят загнать в пещеры, в первобытный строй? Как объяснить, что нельзя отключать нам свет? Так несправедливо, – считает Любовь Рыбина.
Один из тех, кто всячески старается помочь и поддержать дачников в этом вопросе, – секретарь Карагандинского городского маслихата Кудайберген Бексултанов.
– Проблем у дачников хватает. Не только повышенный тариф на электроэнергию, но и вода, дороги, автобусы и другое. Многие вопросы стоят остро. Тема большая. Очень важно ухаживать за землей и беречь ее. Но для этого нужны условия, – считает депутат.
В настоящее время он готовит соответствующее письмо в Мажилис Парламента и выражает надежду, что Правительство поддержит дачников и те смогут работать на своих участках.
Наталья ФОМИНА