Французский ученый Альфред Томатис считал, что классическая музыка помогает в реабилитации людей с ментальными нарушениями. Его ноу-хау, названное «Методом Томатиса», выдержало в свое время немало критики и было признано всего лишь альтернативной медициной. Однако практика показала, что вальсы и симфонии в самом деле улучшают работу мозга.
Альфред Томатис был уверен: умение слышать и слушать улучшает речь и память, делает человека более внимательным и усидчивым. Полностью с мнением известного в мире науки отоларинголога согласны и специалисты центра оказания специальных социальных услуг для детей Карагандинской области.
Сейчас здесь находится 162 несовершеннолетних на постоянном проживании и 35 — на дневном стационаре. Диагнозы у всех разные — от средней до тяжелой умственной отсталости с сопутствующими соматическими заболеваниями.
Аудио-психофонологическое оборудование для реабилитации детей администрация центра приобрела за счет бюджетных средств на сумму свыше 28 миллионов тенге. Как рассказывает дефектолог Гульнара Маханбетчина, метод, сегодня дошедший до карагандинских детей, помогает улучшать моторику, эмоциональное состояние, стимулирует умственную деятельность и напрямую воздействует на работу мозга.
— Оборудование мы получили недавно и занимаемся чуть больше недели, поэтому о результатах говорить рано. Я могу лишь поделиться наблюдениями за детьми во время процесса. Ребята реагируют по-разному: кто-то спокойно слушает музыку в наушниках и параллельно занимается лепкой, конструкторами, играет, но были и такие дети, которых музыка сначала нервировала. Однако после пары сеансов они успокаивались. Сейчас ребята с большим желанием идут на наши занятия, — говорит дефектолог.
Гульнара Маханбетчина и сама впервые познакомилась с методом Томатиса, поэтому сразу же уточняет, что продолжает его изучать. Тем не менее педагог отмечает положительный эффект процедуры.
Во время нашей беседы рядом все время была 10-летняя Маша, у которой умственная отсталость средней степени. Жизнерадостная и любопытная, она с удовольствием надела наушники и вместе с дефектологом стала параллельно музыке учить буквы. Мария, несмотря на свой школьный возраст, только начинает говорить, и новый метод позволяет ускорить обучающий процесс.
Всего у Г. Маханбетчиной шесть учеников. Это совсем немного, но, как оказалось, не всем детям можно социализироваться по этому методу. Все шесть воспитанников сюда пришли после обследования и рекомендации невропатолога.
— После первого курса реабилитации последует 4-недельный перерыв, и с каждым курсом он будет дольше. Реабилитационный цикл длится 14 дней. Одно занятие проходит от 40 до 80 минут, но так как наши дети чаще всего имеют тяжелые формы заболеваний, музыку они слушают по 10 минут каждый трек, а всего их четыре. Если же заставлять их слушать только одну композицию, то она быстро надоест. Кроме того, длительность занятия варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, — продолжает Гульнара Маханбетчина.
Даже за столь небольшой промежуток времени она отмечает появление усидчивости и других положительных изменений в поведении воспитанников. Не только новый метод помогает в лечении и восстановлении подопечных центра. Здесь с ними занимается большое количество специалистов от невропатолога до учителей физической культуры и труда.
У девятилетнего Данила проходит индивидуальное развивающее занятие. Он учится считать и одновременно говорит на казахском языке, хотя еще недавно мальчик только научился говорить на русском, и до сих пор его речь похожа на лепет малыша. Тем не менее, по мнению педагогов, Данил делает большие успехи.
И Маша, и Данил оказались здесь после того, как родители отказались от них. Таких здесь немало, правда, есть и другая категория детей, которых навещают мамы и папы. Как объясняет заместитель директор по социальным вопросам Гульшат Шарипова, таких родителей нужно понять, ведь не каждый готов оставить работу, недодать внимание другим детям и посвятить себя всецело особенному ребенку с ментальным нарушением.
С взрослением таких детей родителям бывает все сложнее с ними справляться даже в быту. Поэтому они делают выбор в пользу центра. Особо привязанные к своим детям отправляют их в дневной стационар, который по распорядку дня похож на детский сад.
По словам заведующей дневным стационаром Асем Кошжановой, его посещают 35 детей, хотя он рассчитан на 75 мест. Каждое утро воспитанников из родительских домов забирают специальные автобусы. В течение дня подопечные учатся, лечатся и восстанавливаются.
— Мы также устраиваем для них праздники, экскурсии в музеи, походы в цирк и театр. А как они любят танцевать! Кроме того, ребята также готовятся к соревнованиям и различным конкурсам, участие в которых для них имеет большое значение, — говорит А. Кошжанова.
Каждый из воспитанников центра — уже победитель. Ведь многие из них поступают сюда, не умея держать ложку и расческу, а спустя некоторое время становятся призерами спортивных состязаний, вокалистами или мастерами по декоративно-прикладному искусству. И, возможно, методы, которые изобретают ученые, критикуются светилами медицины, но пока они помогают улучшить состояние особенных детей, специалисты центра от них не отказываются.
Самал АХМЕТОВА
Фото gov.kz