Как карагандинец работал военным советником в правительстве Афганистана

3109

В этом году наша страна отмечает знаменательное событие – 30-летие Независимости. В следующем такой же юбилей будут отмечать органы национальной безопасности. Все это время сотрудники невидимого фронта стояли на страже единства и неделимости нашей Родины. Один из них – полковник в отставке Александр Тимашов, который прошел суровую школу в Афганистане.

SAMSUNG CSC

Александр Николаевич родился и вырос в Осакаровке в семье рабочих, которые переехали в Казахстан в конце XIX века, еще при царской России. Мать работала в совхозе, в период Великой Отечественной возглавляла сельсовет. Отец воевал на фронте, а после войны служил в бригаде железнодорожных войск, которая занималась строительством второй ветки железной дороги, ведущей из Акмолинска в Караганду. Здесь же, в Осакаровке, будущие супруги познакомились и поженились.

В 1966 году Александр Николаевич окончил школу в райцентре и подал документы на исторический факультет Карагандинского пединститута. В те годы при горкоме комсомола Караганды была создана и действовала оперативная комсомольская дружина имени Ф.Э. Дзержинского под руководством Юрия Габова.

По словам А. Тимашова, дружина подготовила и воспитала целую плеяду видных сотрудников правоохранительных органов. Все они после окончания вузов получали предложения о работе. Кого-то приглашали в КГБ, кого-то – в прокуратуру, кого-то – в милицию. Кто-то далеко пошел по комсомольской и партийной линии. Как, например, ветеран войны в Афганистане, генерал-майор милиции Владимир Шумиленко, длительное время возглавлявший УВД Карагандинской области, или Серик Ашляев, работавший в партийных и советских органах, впоследствии достигший должности министра культуры РК и затем ставший депутатом Парламента РК. Это Казбек Казкенов – доктор политологических наук, стоявший у истоков создания партии «Нұр Отан». Сразу по окончании института в органы КГБ был призван и направлен на учебу в Минск подполковник Александр Сергеевич Юшкин. Также членами ОКД были полковники Газиз Капенов, Толеу Кикимов, стоявшие у истоков создания органов национальной безопасности Казахстана.

– После окончания института я несколько месяцев работал по специальности, а потом, в ноябре 1970 года, был призван на службу в Вооруженные Силы, служил на засекреченном испытательном полигоне. После увольнения в запас мне позвонил бывший секретарь горкома комсомола Дмитрий Шаржуков, работавший в то время секретарем парткома Карагандинского авиапредприятия, и предложил возглавить комитет комсомола Карагандинского аэропорта. Я согласился, а через некоторое время стал кандидатом в члены КПСС, получив вместе с кандидатской карточкой направление на работу в органы государственной безопасности, – вспоминает Александр Тимашов.

Вскоре он по собственному настоянию был направлен на двухгодичные курсы в Высшую школу КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского в Москве. Курс предполагал подготовку оперативного состава со знанием иностранного языка, Александр Николаевич учил английский.

После окончания Высшей школы в 1974-м Александр Николаевич вернулся домой и приступил к работе в отделе контрразведки управления КГБ Карагандинской области.

– Работа, конечно, была интересной, моя задача заключалась в розыске агентов-нелегалов и государственных преступников. Первые – это, как вы понимаете, иностранные шпионы, заброшенные на нашу территорию. А вот государственные преступники – это те, кто во время Великой Отечественной войны занимался карательной деятельностью, участвовал в расстрелах советских граждан, был агентом вражеских спецслужб, например абвера, службы безопасности (СД), гестапо. И таковые находились. Они придумывали различные схемы. В конце войны каким-то образом делали себе документы и уходили на нелегальное положение. В те годы многие приезжали в Казахстан, поэтому выявить их в этой людской массе было сложно, здесь они легализовались, устраивались на работу. Мы изучали документы из архивов, использовали информацию лиц, которые лично знали этих людей и давали свидетельские показания. И находили. На моей памяти были арестованы два человека, которые лично принимали участие в расстрелах мирных граждан, – говорит он.

Через некоторое время его снова направили в Высшую школу КГБ, учеба длилась два года. К тому времени курсанты уже знали, что их отправят в Афганистан. Теперь пришлось осваивать дари – государственный язык этой страны, родственный персидскому. Здесь чекисты получили хорошую подготовку, знания по исламу, нравам и обычаям афганского народа, социальному устройству их общества.

По прибытии в Афганистан Александра Тимашова назначили в центральный аппарат представительства КГБ СССР в Кабуле, он был советником в подразделении по защите экономики Афганистана

– Одной из задач подразделения было оказание содействия афганским партнерам в обеспечении безопасности Кабульского международного аэропорта. На этом направлении подразделение взаимодействовало со 103-й Витебской воздушно-десантной дивизией, которой в то время командовал генерал-майор Павел Грачев. Десантники отвечали за физическую охрану аэропорта, а офицеры КГБ помогали оперативному составу афганской контрразведки предотвращать диверсионные и ракетно-артиллерийские удары по объекту, – рассказывает он.

Выполнением служебных обязанностей советский офицер не ограничивался. Знание афганского языка позволяло Александру Николаевичу непосредственно общаться с высокопоставленными чиновниками из аппарата правительства. Полученная информация использовалась для включения в доклады для руководства страны.

За время пребывания в командировке указом президента Наджибуллы Александр Тимашов был награжден орденом Славы ДРА за помощь в выявлении расхитителя безвозмездной помощи, направлявшейся из Советского Союза. Также был удостоен ордена Красной Звезды за ряд успешных мероприятий, осуществленных афганскими партнерами, получение ценной политической информации среди высшего руководства страны и положительного результата по линии научно-технической разведки.

После Афганистана Александр Николаевич работал в Карагандинском областном управлении КГБ (затем – КНБ РК), потом перешел в подразделение военной контрразведки, которым руководил до ухода на пенсию в августе 2008 года.

– Эта работа хотя и не видна большинству людей, более чем необходима. Дело в том, что на территории региона находятся большие запасы вооружения и военной техники. Раньше, в 90-х годах, в период разгула преступности для нас была актуальной задача предотвращать хищения военного имущества. Помню, в 1997-м случилось крупное ЧП – кража, в том числе было похищено более полутора сотен гранат Ф-1. Если вы знаете, это оружие большой разрушительной мощи. А если говорить о последствиях их применения, то даже не хочу это представлять. Так вот пришлось работать оперативно – во взаимодействии с территориальными органами КНБ и МВД. Все похищенное имущество мы вернули. Задержали и преступников – трех караульных солдат и гражданских лиц, вступивших с ними в сговор. Все они понесли заслуженное наказание, – вспоминает он.

После выхода на пенсию и по настоящее время Александр Николаевич активно занимается общественной деятельностью в составе совета ветеранов департамента КНБ по Карагандинской области. Регулярно встречается с молодыми сотрудниками ведомства, передает им свой богатый жизненный и служебный опыт.

30-летний юбилей органов национальной безопасности Александр Тимашов называет значимой вехой в истории Казахстана. Отечественная спецслужба с честью выполняет поставленные задачи. И хотя в силу специфики профессии многих ее героев нельзя называть поименно, они заслуживают благодарности. Потому что все эти годы сотрудники спецслужб противостояли проявлениям международного терроризма, боролись с уголовным миром, пресекали попытки наладить наркотрафик со стороны южных соседей.

– А тщательный анализ процессов на внутреннем, региональном и глобальном уровнях помогает выявлять самые вероятные риски и вызовы национальной безопасности на будущий период, – говорит ветеран.

Фархат КИНЖИТАЕВ