Помимо этого в базе данных жительница областного центра обнаружила, что в ее карагандинской квартире, помимо членов ее семьи, зарегистрирован и некий мужчина, личность которого ей абсолютна неизвестна.
Сложно описать, каково было удивление Анны Ким, когда она неожиданно для самой себя узнала, что является владелицей недвижимости в селе Павлодарской области. Все бы ничего, но девушка никогда в своей жизни в той местности не бывала, никакого жилья там не приобретала. И не имела ни друзей, ни родственников, которые могли бы преподнести ей такой сюрприз, переписав на нее свой домик в деревне. Однако раздел «Имущество» в личном кабинете на одном из главных сайтов страны говорил о другом. Вторила ему и квитанция из налоговой инспекции…
Минувшие выходные для Анны начались, как она рассказывает, с большого открытия: в субботний день ей пришло онлайн-уведомление, в котором значилось: «Анна, вам выставлен счет на сумму 1 399,45 тенге для оплаты налога на имущество от УГД города Павлодара». Такое послание сильно удивило девушку, так как по факту она имеет лишь квартиру в Караганде, да и в Павлодаре никогда не была. Тогда она зашла на сайт «электронного правительства» Республики Казахстан egov.kz, но и там значилось, что она числится владелицей домика в селе Павлодарском одноименной области.
Честное слово!
– Я позвонила в Единый контакт-центр «электронного правительства» РК по номеру 1414. Там смогла выяснить только то, что должна обратиться в департамент госдоходов Павлодарской области. И это после вкрадчивых вопросов о том, не запамятовала ли я и, возможно, все-таки владею домиком в Павлодаре. Также посоветовали воспользоваться платформой приема и обработки обращений граждан E-otinish, – рассказывает А. Ким.
E-otinish – это государственный онлайн-сервис, который призван усилить права граждан в спорах с властью. С его помощью можно удаленно подать обращение по факту нарушения, действия или бездействия госоргана и получить поддержку профильного ведомства. Анна разослала обращения в ДГД, юстицию и прокуратуру Павлодарской области, в которых изложила суть возникшей у нее проблемы. Так как события развивались в выходные, на скорый ответ и решение ситуации она не рассчитывала. Но решила не сидеть сложа руки в ожидании и обратилась за консультацией к юристу.
Он стал говорить ей о необходимости доказывать свою непричастность к данной недвижимости через суд. И лишь тогда во всех правительственных базах исправят данное «недоразумение». Но как именно она должна это сделать, чем подкреплять свои слова и с кем именно судиться – пояснить затруднился. Вероятнее всего, предполагалось, что она должна подать иск на УГД Павлодара и в ходе заседания говорить: «Клянусь, не мой домик! Честное слово!»
Таинственный «сожитель»
Но на этом «интересности» для Анны не закончились. Все на том же сайте egov.kz ее поджидал еще один неприятный сюрприз: в базе данных значилось, что в ее карагандинской квартире, помимо членов ее семьи, зарегистрирован и некий мужчина, личность которого ей абсолютна неизвестна.
– Нам с супругом удалось отыскать «новичка» на наших квадратных метрах в социальных сетях. Выяснилось, что он вообще проживает в Шахтинске. На наши сообщения он не ответил, поэтому, как он оказался в числе совместно проживающих с нами, доподлинно неизвестно, – продолжает Анна.
Товарища из Шахтинска, говорит наша собеседница, удалось выписать онлайн. Но возникло несколько вопросов: как такое могло произойти, кому это выгодно, сбой ли это технический или что-то другое? Ну и главный вопрос: почему она должна этим всем заниматься, ведь ее вины нет? Еще, признается девушка, ей стали представляться страшные картины, как она, собираясь в отпуск, узнает перед трапом самолета о запрете на выезд из страны как должнику за неуплату налогов. Или как ей арестовывают все счета и блокируют банковские карточки, потому что какая-нибудь павлодарская, например, коммунальная компания подала на нее в суд за неуплату по коммунальным платежам жильцами дома, к которому она по факту отношения не имеет, но юридически числится его владелицей. Или как к ней в квартиру наведываются сотрудники службы пробации, военкомата или, того хуже, коллекторы, разыскивающие по ее адресу того самого мужчину из Шахтинска…
Предприимчивый подросток
Еле дождавшись понедельника, Анна первым делом обратилась в наш, карагандинский областной департамент государственных налогов. Его сотрудники связались со своими коллегами из Павлодара, которые подтвердили, что ими выставлен счет на имя Анны Ким для уплаты налога на имущество.
– Эти данные пришли к нам из базы Центра недвижимости. Значится, что по одному и тому же адресу во владельцах – люди с разными фамилиями. Может, это общедолевая недвижимость или ошиблись в Центре недвижимости? – предположили в УГД Павлодара.
Так, казалось бы, уже ничему не удивляющаяся карагандинка выяснила, что 20 мая 1993 года она якобы оформила приватизацию домика по улице Строительной села Павлодарского, которым вот уже почти тридцать лет и владеет по сей день. Но не одна, а в компании еще пятерых человек, у которых там доля. Примечательно, что в те годы Анна была еще школьницей.
В Павлодарском департаменте госдоходов предположили, что это системный сбой: «Возможно, они с настоящей владелицей были однофамильцами и та умерла, а система взяла данные не того человека. Такое происходит крайне редко, но бывает. Может быть, в Центре недвижимости данные отобразились некорректно, и поэтому произошла такая ошибка». После разбирательств данные в системе подправили, а счет для уплаты налога аннулировали.
Невозможное возможно?
Стоит отметить, что если ситуацию с возникшим вдруг богатством в виде домика в деревне объяснили системным сбоем, то вот по факту прописки незнакомца ни в одном ведомстве пояснить не смогли. Ни в ЦОНе, ни в миграционной службе, ни в полиции. Везде категорично заверяют, что без ведома владельца недвижимости провернуть такую операцию невозможно. Однако история Анны Ким и десятков других, о которых казахстанцы открыто пишут в интернете, говорит об обратном. Вот лишь несколько из них: «Через ЭЦП из дома выписала всех посторонних. Так еще совести хватило у этих людей мне звонить и говорить: «Зачем выписала? Нам в больницу нужно ходить». Наглости нет предела!» Или вот: «Хозяйка квартиры умерла еще в марте, кроме нее, никто прописать не мог, но уже три месяца, как в квартире числятся 10 человек вместо фактически трех прописанных».
– Друзья, будьте бдительны, проверяйте свои данные, – призвала всех в завершение нашей беседы Анна Ким.
Наталья ФОМИНА
Коллаж Юрия Билушенко