Его обожают дети и уважают коллеги. За плечами этого учителя средней школы № 17 Караганды, – уже четверть века педагогического стажа.
Как рассказывает Эдуард Камалов, в семье у него педагогов не было, отец работал, как и большинство карагандинцев, на шахте, мама – строитель. А Эдуард пошел на истфак КарГУ имени Е.А. Букетова. Почему именно этот факультет? Наверное, из-за любви к чтению.
Убедили
Родители, как это модно было в советское время, собрали довольно обширную домашнюю библиотеку, и вечерами после работы телевизор далеко не всегда был их основным семейным отдыхом. Романы Вальтера Скотта и Александра Дюма здорово будоражили воображение будущего преподавателя, что в дальнейшем сказалось на выборе места учебы.
После окончания университета работал ведущим на радио, так как в то время был уверен, что это модно и престижно. О карьере педагога даже не думал, а в школах на тот период, как оказалось, катастрофически не хватало учителей. Об этом наш герой узнал, когда совершенно случайно на него вышла администрация одной школы. Как вспоминает, согласился работать в школе не сразу.
Дело в том, что он на тот момент не представлял себя в роли учителя. Шутка ли, ему 23 года, сам еще «зеленый», а тут других учи. Однако директор школы нашел нужные слова, чтобы убедить молодого человека, что все у него получится. Работу на радио он оставил и ни разу об этом не пожалел.
Знать, чем живут дети
– Я – рядовой педагог, хоть и с достаточно большим стажем работы. Грамоты и благодарственные письма перечислять не буду, их слишком много, – говорит Эдуард Маратович. – Званий нет. Отмечу лишь то, что в 2017 году был финалистом конкурса «Учитель года-2017», а в 2018 году представлял Караганду на подобном конкурсе уже областного масштаба.
По его словам, для него самым сложным было признание своих ошибок. Это с опытом педагог учится признавать их, понимая, что не всегда бывает прав. Иногда непросто найти общий язык с ребенком и родителями. Такому тоже приходится учиться. Бывает трудно готовиться к урокам. Это регулярный процесс, и он остается за кадром. Многие как думают: учитель провел занятие, и все, отработал. Далеко не все так просто.
– Не буду говорить о проблемах педагогического менеджмента, сложностях материально-технического обеспечения школы, вопросах стандартов образования, педагогических кадрах – эти вопросы поднимаются регулярно, – говорит педагог. – Хочу сказать о главной проблеме, которая всегда была, есть и будет. Как научить детей жить в социуме, отличать хорошее от плохого, прививать им образцы морального поведения, несмотря на изменившиеся принципы и нормы морали, новые стереотипы и ценности, в условиях конформизма и нравственных перекосов?
И это, по мнению педагога, главная проблема образования. Ведь становление личности представляет собой длительный и сложный путь развития. Если не вступить на этот путь в детстве, то в дальнейшем реализовать возможности человеку становится труднее.
– И помочь ребенку в этом есть первостепенная задача учителей, – отметил наш собеседник. – Я в течение долгого времени работаю на одном месте и живу в том же микрорайоне, где находится моя школа, которую, кстати, когда-то сам окончил. Поэтому знаю и своих учащихся, и их родителей, многие из которых были также моими учениками. Ежедневно встречаю их на улице, в магазине, на остановке, в парке – это дает мне возможность видеть, слышать, знать, чем живут дети.
Как считает Эдуард Камалов, педагогические технологии уже давно вошли в преподавательскую деятельность. Ни один урок не проходит без их применения. Современные технологии способствуют повышению интереса у детей к изучению учебного материала по истории.
– Что могу посоветовать начинающим педагогам? Преподавание – это искусство. Настройтесь на то, что его придется постоянно совершенствовать, – говорит учитель.
Лиэль СТЕПКИНА
Фото из архива Эдуарда Камалова