back to top
-0.1 C
Алматы
Воскресенье, 23 февраля, 2025
No menu items!
ДомойГлавные новостиГюльчатай, открой личико: казахскому народу понятие «хиджаб» чуждо

Гюльчатай, открой личико: казахскому народу понятие «хиджаб» чуждо

Недавно внимание приковала такая картина за окном: на детской площадке нашего двора дети шумно играли, весело гоняясь друг за другом, когда к ним подбежала девочка лет шести, покрытая мусульманским платком. Она хотела включиться в игру, но ребята, увидев одеяние, отстранились от соседки. Подумала: в чем причина, в мусульманском платке?

Свои устоявшиеся традиции

В последнее время в казахстанском обществе не раз поднимался вопрос о ношении религиозных атрибутов, например хиджаба. Прикрывающий голову, лоб и шею длинный платок сегодня стал предметом нешуточных дискуссий. В соцсетях общество разделилось на два лагеря – сторонников и противников его ношения. Как утверждают последние, казахскому народу понятие «хиджаб» чуждо.

В основе головного убора женского пола был орамал – платок. Невеста надевала красивое саукеле, замужняя женщина белый платок – жаулык, кимешек, кундик. А с появлением в семье первого внука у бабушек эти головные уборы становились более высокими – благодаря дополнительным слоям закрученной кольцами ткани. И если следовать культурным традициям прошлого, то зрелые женщины сегодня носили бы длинное платье в пол, удлиненный камзол, а голову покрывал бы высокий кимешек. Но такой традиции, чтобы заставлять молодых девушек покрывать голову полностью, не было никогда. Разве что на голове носили тюбетейку – тақия или меховую шапку – бөрік, и в обоих случаях волосы, уши и шея украшались национальными аксессуарами.

То есть у казахов как приверженцев ислама была своя устоявшаяся традиция ношения головного убора без каких-то жестких предписаний со ссылкой на священный Коран. Кстати, в 24-й суре Корана «Ан-Нур» («Свет») есть аят, где говорится о том, что женщине не подобает выставлять напоказ свою красоту, но про платок нет ни слова. Целомудрие в одежде и поведении – вот к чему на самом деле призывает женщин (впрочем, как и мужчин) Коран.

Соблюдать эти правила

А как же чувства той маленькой девочки, как ей сосуществовать в обществе, школьном классе, среди своих сверстников? Продолжать подчиняться родителям, которые строго требуют носить религиозный платок, или противостоять им (если хватит смелости), соглашаясь с большинством, которое убеждено, что эта архаичная, соответствующая восточным, арабским странам традиция не вписывается в нормы казахстанского современного общества? Как быть?

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан. А также, согласно пунктам 6 и 7 статьи 49 Закона РК «Об образовании», родители и иные законные представители «обязаны выполнять правила, определенные уставом организации образования, требования, предъявляемые к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования, и соблюдать форму одежды, установленную в организации образования».

На основании этого закона в казахстанских школах не разрешается свободная форма одежды. И все школьники, независимо от вероисповедания, должны соблюдать эти правила. Поэтому вполне обоснован запрет администрации школ на яркие кроссовки, цветные «спортивки» и джинсы, вычурные головные уборы.

Форма – это не только одежда, но и элемент воспитания, она уравновешивает психологию учащихся, предотвращает социальное неравенство среди детей с разным уровнем жизни. Благоразумно, когда у учащихся один общий стиль одежды. Родители должны правильно понимать, что руководство и учителя школ требуют соблюдения формального стиля одежды не по своей прихоти, а в рамках закона.

А как же у других?

Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных организаций образования, отделена от религии и носит светский характер, говорится в законе. Допустим, если верующим девочкам разрешат носить хиджаб и длинные платья, то другие дети совершенно справедливо тоже захотят отличаться и одеваться кто во что горазд. Такая вольность допускается в США, там ребенок может прийти хоть в пижаме, главное, чтобы ему было комфортно.

А как обстоят дела с этим вопросом в других странах? Например, в Нидерландах ношение девочками головного убора даже в самых строгих мусульманских семьях рекомендуется с момента полового созревания, то есть с 12-13 лет. Но если по правилам школы это запрещено, то, став старше, они будут снимать перед школой хиджаб.

Однако в нидерландских учебных заведениях отношение к этому более чем лояльное. А вот в школах Франции еще в 2004 году строго запретили ношение одежды, связанной с религией. Несколько лет спустя появился запрет на ношение в публичных местах бурок и покрывал, скрывающих лицо. Сейчас там принят очень жесткий закон по этому поводу, хотя это и вызывает многочисленные протесты со стороны мусульманских меньшинств.

Оглядываясь на прошлое, невольно вспоминаешь время, когда взрослые тайком читали намаз и соблюдали пост. Сегодня Казахстан – многонациональная, многоконфессиональная страна, и в республике открыты двери тысяч мечетей и церквей для верующих. Если бы религия была ограничена, были бы такие свободы? Власти поддерживают развитие разных традиционных религий с первых лет независимости страны.

Родителей переубедили

В Караганде были случаи, когда директора школ запрещали ученицам-мусульманкам посещать школу в хиджабе. Родители девочек решили, что это необоснованно и обратились в прокуратуру, которая в свою очередь посчитала запрет не противоречащим законодательству.

В прошлом году в Караганде были рассмотрены административные дела о ненадлежащем исполнении своих обязанностей родителями десятков таких школьниц. Их не допустили к занятиям, которые начались 4 сентября, хотя все они присутствовали на торжественной линейке 1 сентября. Пришлось специалистам в области образования с представителями духовенства ходить к ним домой и проводить разъяснительную работу. В результате большую часть девочек и их родителей переубедили, и они подчинились требованию одеваться по-школьному. Но есть родители, которые снова и снова обращаются в суд, требуя отменить эти правила.

Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на съезде педагогов, состоявшемся 5 октября прошлого года, отметил: «Школа – это прежде всего образование. Дети идут в школу учиться. А религиозная позиция – это личный вопрос каждого гражданина, его выбор. Свобода вероисповедания в стране гарантируется законом. Считаю правильным, чтобы наши дети сделали свой выбор после того, как вырастут и полностью сформируют мировоззрение». В то время, когда возникают такие споры вокруг мусульманских платков в школах, Духовное управление мусульман Казахстана не остается в стороне. Там рекомендовали мусульманским девушкам и женщинам в нашей стране одеваться, соблюдая традиции и обычаи казахского народа.

Надо признать, что ислам отнюдь не обязывает носить платок маленькую девочку, не достигшую зрелости, не имеющую полностью сформированного сознания, не понимающую сути и значения его ношения. Ребенку, только что переступившему порог школы, лучше дать знания и хорошее воспитание. Пусть подрастающее поколение будет образованным – вот главная задача родителей.

Қайныш БҰХАРБАЙ

Коллаж «ИК»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

«Я пообещала украшать этот мир!»

Так на вопрос о начале своего пути цветовода отвечает владелица одного из карагандинских розариев Гаусария Кунакбаева. На дворе еще февраль, сады и огороды...

Антимарсианская история

На литературной страничке в этот раз представляем вниманию читателей увлекательную историю карагандинского автора Андрея Пухальского. Антимарсианская история Разговор был короткий: – Чтоб ноги твоей больше здесь...

Жить без долгов хочет каждый, однако это не у всех получается

Чтобы грамотно распределять свои финансы, нужно обдумать, какие траты первоочередные. О чем гласит статистика В октябре прошлого года депутат Елнур Бейсенбаев на заседании Мажилиса...

Этого не забыть никогда: «Наши братья-казахи делились всем, что у них было»

В эти дни исполняется 81 год с начала насильственного выселения более полумиллиона вайнахов из Чечено-Ингушской АССР и прилегающих территорий в Казахстан и Киргизию. ...

Ответственность за будущее страны

В 2024 году деятельность Карагандинской областной территориальной избирательной комиссии была весьма насыщенной и продуктивной. Были продуманно и рационально организованы процессы волеизъявления на республиканском референдуме...

Жители Темиртау продолжают жаловаться на бродячих собак, которые сбиваются в стаи и бегают по...

Люди опасаются за безопасность своих близких, особенно детей. В официальном телеграм-канале акимата многие задаются вопросом, почему до сих пор не функционирует комплекс для передержки...

В Шетском районе во всех селах восстановили электроснабжение

Свет в дома сельчан подали сегодня ночью. Сначала электричество появилось в 25 сельских округах, а спустя несколько часов и у жителей Красной Поляны, Бекета. Напомним,...