На протяжении всей жизни нас окружают самые разные люди, но именно те, кто помогает сделать верный выбор, по праву становятся нашими наставниками. В толковых словарях это слово определяется как профессионал, обладающий опытом и знаниями, к которому обращаются за советом и поддержкой. Но за сухим определением стоит нечто гораздо большее – личность, способная вдохновлять и вести за собой.
В начале 2009 года мне доверили руководство методическим советом филологического факультета. Тогда же мне выпала честь работать под началом проректора по учебной работе, председателя методического совета университета имени академика Е.А. Букетова – Сергали Толеубековича Каргина. Совместная работа с ним длилась более десяти лет – время, которое стало для меня настоящей школой профессионального и личностного роста.
Методический совет – это важный коллегиальный орган управления университетом, который обсуждает ключевые академические и учебные вопросы. Совет отвечает за разработку стратегий и механизмов повышения качества высшего и профессионального образования. Это была настоящая школа профессионального роста, атмосфера идей, взаимного уважения и вдохновляющего лидерства. Особенно ценным было то, что Сергали Толеубекович не ограничивался административными функциями. Он принимал самое активное участие в учебном процессе: разработке учебных программ, следил за их качественной реализацией, присутствовал на занятиях профессорско-преподавательского состава, чтобы лично оценить методику преподавания и обратную связь от студентов.
Он всегда говорил: «Учебный процесс – это живой организм, и если ты хочешь им управлять, ты должен быть его частью». Эти слова стали для нас руководством к действию. Его внимание к деталям, требовательность и в то же время забота о преподавателях и студентах создавали атмосферу высокого профессионализма.
Доктор педагогических наук, профессор Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова Сергали Толеубекович Каргин обладает удивительной способностью объединять людей. Его собрания всегда были содержательными и четко организованными, а обсуждения – продуктивными и глубокими. Он ценил каждое мнение, умел выслушать и мягко направить к решению, которое устраивало всех. Он сторонник постоянного обновления и внедрения новых подходов в обучении, но при этом твердо стоял на позиции сохранения лучших традиций.
Что меня еще поразило: несмотря на колоссальную занятость и ответственность, он находил время и силы быть внимательным к каждому, кто рядом. Мы чувствовали себя комфортно, интересно, легко. В каждом человеке, который с ним работал, он мог зажечь желание узнавать новое, вовлечь в методическую деятельность. Наставник в самом высоком смысле этого слова – именно так мы говорим о Сергали Толеубековиче Каргине.
Обсуждения на заседаниях методического и ученого советов нередко затрагивали непростые, а порой и судьбоносные моменты в карьере преподавателей. И в такие ответственные минуты особенно проявлялись принципиальность и человечность Сергали Толеубековича. Он неизменно отстаивал позицию честности и справедливости, при этом умел сохранить уважение к личности каждого. В любых конфликтных ситуациях он в первую очередь учитывал человеческий фактор, стремился к конструктивному диалогу и справедливому решению.
Его подход воспитывал в нас не только профессионализм, но и внутреннюю культуру, ответственность и уважение друг к другу – качества, которые и составляют основу настоящего академического сообщества.
Не припомню ни единого случая, чтобы наш проректор отказал в совете или не находил время выслушать и помочь разобраться в волнующем вопросе. Он всегда проявлял индивидуальный подход, независимо от статуса обучающегося, преподавателя. В центре внимания всегда находились вопросы профессиональной этики, взаимоотношений между преподавателем и студентом, а также внутри педагогического коллектива. Благодаря его терпению и вниманию я не только научилась уважать установленный порядок, но и по-настоящему осознала ценность преподавательской деятельности.
Я искренне признательна ему за активное участие в жизни университета, за бесценные советы коллегам, которые он дает и продолжает давать с такой же теплотой и мудростью. Доброе имя – это не то, что дается легко, а сохранить его на протяжении многих лет – еще труднее.
Современные студенты тонко чувствуют личность преподавателя. Если педагог лишен внутреннего огня, не проявляет методической инициативы, не владеет современными образовательными технологиями, в том числе навыками работы с искусственным интеллектом, его авторитет в глазах обучающегося стремительно снижается. Сегодня уже недостаточно просто передавать знания – необходимо вдохновлять, быть в постоянном поиске, адаптироваться к изменениям и говорить со студентом на одном языке.
Сегодня я с благодарностью вспоминаю годы совместной работы. Быть членом совета под его началом – значит быть частью чего-то важного, настоящего, большого. Я глубоко признательна Сергали Толеубековичу за то, что именно он помог мне раскрыть и укрепить мои педагогические способности. Работая под его руководством, научилась мыслить шире, смелее предлагать идеи, брать на себя ответственность и принимать решения. Он не просто направлял – он вдохновлял. В трудные моменты его советы становятся опорой, а в минуты успеха – напоминанием о том, что впереди еще много вершин.
Сергали Толеубекович Каргин для меня – это не просто руководитель, а человек, который стал настоящим наставником и примером профессионального достоинства.
Поздравляя с 70-летним юбилеем уважаемого Сергали Толеубековича Каргина, выражаем искреннюю благодарность за его значительный вклад в развитие науки и укрепление академической среды университета. Быть наставником и ученым – значит посвящать себя делу без остатка, ведь наука и знания требуют огромных затрат времени и энергии!
Жанар РАМАЗАНОВА,
член Союза журналистов РК