13 C
Алматы
Суббота, 18 мая, 2024
No menu items!
spot_img
ДомойНовостиОбществоДеструктивные знакомства: когда человек оторван от близких, его легко зомбировать и контролировать

Деструктивные знакомства: когда человек оторван от близких, его легко зомбировать и контролировать

Семинар для педагогов и психологов «Навыки переговорного процесса» провела в Караганде эксперт-психолог Республиканской информационно-разъяснительной группы Министерства культуры и информации РК, подполковник КНБ в отставке, почетный профессор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, эксперт-психолог ООН по вопросам профилирования группы риска в приграничных регионах Центральной Азии, магистр педагогики и психологии Лола Шакимова. С ней встретилась корреспондент «ИК».

Участники семинара смогли узнать много нового про общение с токсичными личностями, о методиках боевого НЛП, индивидуальном стиле межэтнического общения. Сама Лола Шакимова более десяти лет работает с адептами деструктивных религиозных течений. В 2019-м участвовала в гуманитарной спецоперации «Жусан» по возвращению на Родину женщин и детей из Сирии. Тогда в Казахстан вернули 158 женщин и 450 детей. Большинство ребят – дошкольного возраста, рождены в Сирии. Они прибыли оттуда уже со своим менталитетом, разговаривали только на арабском или русском языке. Основная цель и обязанность психологов состояли в том, чтобы заниматься процессом их ресоциализации и реабилитации. Лола Сергеевна с группой психологов работала в оздоровительном лагере «Фламинго» на берегу Каспийского моря.

В течение месяца с каждой группой вернувшихся женщин и детей проводила психодиагностическую и коррекционную работу. Почти у всех прибывших наблюдалось состояние посттравматического стресса, все они пребывали в депрессии, фрустрации, испытывали психологический дискомфорт и абсолютную неуверенность в завтрашнем дне. А у детей войны были очень серьезные проблемы как неврологического, так и психопатологического характера. Некоторые дети страдали энурезом, другие – заиканием, у кого-то были огнестрельные ранения, многие страдали аутизмом. Рабочей группе пришлось подключать и других специалистов – психиатров, психотерапевтов и медицинских работников, чтобы снять высокое психоэмоциональное напряжение.

– Ранее мы никогда не работали с детьми войны, с людьми, которые находились в условиях боевых действий, – говорит эксперт. – Прежде чем контактировать с таким спецконтингентом, пришлось изучить много зарубежной литературы, а именно психологию детей и взрослых военного времени. После проведенной нами работы все были направлены в свои регионы. На местах ими уже занимались местные психологи, теологи, религиоведы, социальные работники и педагоги. Несколько раз в неделю мы с ними выходили на связь, устанавливали психологический контакт, наблюдали, как проходит процесс адаптации. Обычно привыкание человека к новым условиям жизни формируется до одного года. Все возвращенцы вернулись к родственникам, и ни один ребенок-сирота не попал в детский дом.

У некоторых женщин были проблемы с установлением контакта с родственниками. Ведь люди, которые уехали в страны Ближнего Востока, были завербованы лидерами деструктивных религиозных течений. И те в первую очередь отрывали их от родных, учили, что семья, родители – это плохо, что «мы ваша новая семья». Поэтому они друг друга называли братьями и сестрами. Почему они так делали? Потому что семья – это важный институт социализации в формировании развития личности. Именно он – мощный рычаг влияния на поведение и сознание. Чтобы человек остался один, его вводят в состояние «синдрома пещерности». Тогда такого человека легко зомбировать, а в дальнейшем полностью контролировать его поведение и манипулировать сознанием. Поэтому жертвы были в конфронтации со своими близкими. Мы проводили тренинги и практические занятия по разрешению конфликтных ситуаций, показывали необходимую стратегию поведения, как себя вести, когда возникают сложные коммуникативные ситуации. С детьми, которые пошли в детские сады и школы, работали детские психологи и врачи. Все уже прошли процесс адаптации. И я с радостью могу сказать: большая часть из них создала семьи, некоторые занимаются бизнесом, кто-то продолжает учебу или оканчивает профессиональные курсы, то есть продолжает самосовершенствоваться. Когда мы видим такие позитивные изменения в их жизни, то это приносит нам огромное эмоциональное удовлетворение.

– Все ли казахстанцы вернулись на Родину из зон локальных войн?

 – Было проведено пять спецопераций «Жусан». А также операция «Русафа» по возвращению женщин и детей из Ирака. Это 30 детей-сирот, у которых родители либо погибли, либо в настоящее время находятся в местах лишения свободы. Сейчас сложно точно сказать, сколько еще нужно вернуть людей, уехавших на Ближний Восток, на территорию Казахстана. Думаю, уже единицы. Мы стали второй страной, которая активно возвращала своих граждан. Все проведенные операции лишний раз доказали, что Казахстан – светское государство и защищает права граждан своей страны, где бы они ни находились. Всему миру наш народ показал свою толерантность и великодушие. Здесь с особой любовью и заботой окружили детей, которые прибыли из зон террористической активности.

– Как специалист можете разъяснить, каким образом человек может попасть под влияние вербовщиков?

– Сейчас вербовка осуществляется не столько через личные контакты, сколько через интернет-пространство, социальные сети. Такое ощущение, будто вербовщики оканчивали специальные психологические курсы. Они хорошо изучают людей через аккаунты в сетях – мы же любим выставлять свои фотографии, рассказывать о себе, писать комментарии. Благодаря этой информации, которую сами же выкладываем, можно составить психологический портрет человека, выявить матрицу характера: его сильные и слабые стороны. После, используя нехитрые приемы, можно установить контакт с человеком. Особенно они обращают внимание на одиноких людей, а также молодежь, у которой имеются признаки эмоциональной неустойчивости, возбудимости, юношеского максимализма, стремление к самостоятельности, независимости, протестности в поведении. Также преследуют людей, которые пребывают в пограничном состоянии: это потеря близкого человека, дефицит внимания, любви, родительского тепла. У кого-то есть алкогольная, наркотическая, игровая зависимость, кто-то был в детстве объектом буллинга. Вербовщики беседуют с ними. Если эта девушка – то о любви, семье, семейных отношениях. С парнями говорят об оружии, военной технике, о том, что мужчины могут зарабатывать не только трудом, а также держа в руках автомат. Таким образом завлекают в свою референтную группу. Человек ощущает себя в зоне комфорта и может получить ответ на любой волнующий вопрос. Ведь собеседник его понимает, поддерживает морально, иногда даже материально, создается тесная дружеская связь, в общем, чисто человеческий фактор.

Все это проходит на начальном этапе. На следующем «друзья» поднимают статус человека, его самооценку, говоря, что он уникальный, что обязан изменить мир в лучшую сторону, «нам нужны такие люди, как ты!» Вводя в состояние комплиментарного транса, надевают ему «корону величия». Дальше они делят людей на хороших и плохих (последние – это те, кто их не поддерживает). Разделение людей приводит к тому, что у человека формируются агрессия, конфликтность по отношению к близким людям. В результате они бросают учебу, работу, меняются ценности, жизненные установки, увлечения, круг друзей, речь, даже одежда, и человек полностью преображается. Отторжение от родных приводит к тому, что он уходит из семьи. И, к сожалению, в подростковом возрасте авторитетом для него являются не родители, а социальное окружение, друзья. Лидеры деструктивных религиозных организаций говорят, что исламское государство – для верующих, там социальная справедливость, люди не делятся на бедных и богатых, вы там будете обеспечены всем. Но что интересно, они еще руководствуются местью, говоря: «Там убивают наших братьев, так как ты мусульманин, то обязан помочь им!» Таким образом, давят на сочувствие, сопереживание к братьям-мусульманам, которые погибают в странах Ближнего Востока. То есть применяют очень тонкие рычаги управления сознанием человека. Есть и другая модель вербовки – так называемый «Дагестанский любовник», когда девушки в поисках богатых, успешных мужчин знакомились с ними через Интернет, впоследствии узнавая, что те оказывались лидерами деструктивных религиозных организаций.

– Как защитить своих детей от негативного влияния таких организаций?

– Мы, психологи, всегда поднимаем понятия семьи, семейных ценностей и взаимоотношений, это важный институт формирования личности. Если человек недополучил тепло дома, то найдет в стороне, к сожалению, у деструктивных личностей, которые прекрасно владеют обстановкой и грамотно используют приемы манипулирования. Поэтому родители, видя поведенческие изменения у своих детей, на ранней стадии незамедлительно должны обратиться к специалистам. Во всех областных центрах, городах Казахстана, в том числе в Караганде, существуют управления по делам религий, а также центры по реабилитации жертв деструктивных религиозных течений. Есть телефоны доверия, где можно бесплатно получить профессиональную консультацию. Если вас приглашают на какое-то тайное собрание, то не надо спешить, а лучше получить подробную информацию об этом в Интернете, посоветоваться с родителями и специалистами. И, конечно же, поменьше выкладывайте в соцсетях информацию о себе. Родителям хотелось бы сказать: общайтесь со своими детьми, чтобы они могли понимать, что хорошо, а что плохо. Одним словом, развивать в них критичность мышления, вовремя говорить «нет», быть осторожными. Печально, что большинство тех, кто попадал в деструктивные религиозные организации, выходили из них с трагическим финалом: их безжалостно убивали, некоторые совершали суицид, для всех это заканчивалось психопатологией. А всего этого можно было бы избежать.

Қайныш БҰХАРБАЙ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В Карагандинской области полностью заасфальтируют автодорогу С. Сейфуллин – Успен – Агадырь

Вскоре приступят к ремонту оставшейся части трассы областного значения С. Сейфуллин - Успен - Агадырь. Об этом рассказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта...

В этом году обещают завершить ремонт автодороги республиканского значения Караганда – Каркаралинск

В регионе стартовала дорожная кампания. Ремонт проезжей части востребованного туристского маршрута Караганда - Каркаралинск пока не возобновили. Его делают на протяжении нескольких лет....

ТОО «Энергоуголь ХХI» уведомляет

В соответствии с п. 13 «Правил ценообразования на общественно значимых рынках», утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан, ТОО «Энергоуголь ХХI» уведомляет о снижении с 22...

В Караганде перекроют участок дороги от улицы Затаевича до улицы Молокова

В связи с проведением работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по улице Четская с 17:00 часов 19 мая будет перекрыт участок дороги от улицы...

В Караганде пока не планируется продлевать время работы маршрута № 01

Жители областного центра пожаловались, что востребованный в Михайловке маршрут № 01 работает на линии только до 20.00, тогда как график движения некоторых автобусов,...

ТОО «Расчетный сервисный центр» уведомляет

ТОО «Расчетный сервисный центр» руководствуясь пунктом 13 «Правил ценообразования на общественно значимых рынках, утвержденных Приказом Министра национальной экономики РК от 01.02.2017 года №36» уведомляет. "В...

Прикасаясь к Рериху: прошлое, настоящее и будущее в круге вечности

На литературной страничке представляем Александра Бруновича Шпренгера. Он – автор многих художественных и научных произведений, стихов и прозы. Родился в 1954 году в Караганде. По...