Аватары и «говорящие головы»

1901

Наука способствует не только развитию экономики, но и является феноменом, который стал неотъемлемой частью нашей жизни. Выражение: «Наука вошла в жизнь каждого человека» — не только фигура речи.

Оно является констатацией того, что сегодня все люди пользуются плодами научно-технического прогресса: телевизорами, компьютерами, смартфонами, интернетом, а также массой бытовых вещей, которых не было бы без научных исследований. Благодаря социальным сетям наше общение сегодня во многом уже носит виртуальный характер. Как следствие своего влияния на нашу жизнь, наука имеет для человечества огромное значение. Согласно прогнозам в недалеком будущем она может способствовать переходу человечества в принципиально другой период своей истории.

Роль науки в жизни человечества стала особо значимой, начиная с периода вступления человечества в стадию своего развития, определяемого как «промышленная революция». С ее развитием и пространственным распространением наблюдается расширение границ познаваемого, а также устойчивость спроса на научную продукцию. Как следствие данных процессов, можно говорить о возникновении социального феномена, определяемого как институт науки.

На просторах Евразии устойчивый спрос на научную продукцию возник с периода масштабного промышленного развития, которое началось в третьей четверти ХIX века и особенно интенсивно продолжалось в первой половине ХХ столетия. Все более актуальным становится не только развитие наук, позволяющих развивать цифровые и другие материальные технологии. Сейчас не менее, а даже более актуальным является развитие наук об обществе и человеке. Мы должны помнить предостережение выдающегося мыслителя ХХ века Клода Леви Стросса об опасности, проистекающей из непонимания человеком самого себя. Поэтому ученый считал, что «ХХI век будет веком гуманитарных наук или же его вовсе не будет».

Для повышения своего значения в обществе любому социальному институту необходимо иметь устойчивое влияние на общественное сознание. Это относится и к институту науки. И сегодня в этом плане постсоветская наука находится в довольно сложном положении. Она отошла от многих советских практик по утверждению своего влияния на общественное сознание, реализуемого через сеть изданий и публичных лекций на основе общества «Знание». Пока все же используются традиционные формы: научные семинары, круглые столы, конференции и другие форумы, в том числе молодежные. В частности, ежегодно в апреле в университете организуются и проводятся Международный слет студентов и конкурс инновационных проектов, в них принимают участие студенты из вузов Казахстана, а также Беларуси, России и других государств. Студенческая молодежь апробирует свои идеи, навыки публичных выступлений и аргументации доводов.

Однако на смену традиционному формату приходят новые способы популяризации науки, в частности через интернет-каналы. Тем не менее данные формы пока не достигли того уровня массовости, которая была в советское время. Проблема в том, что большинство ученых не уделяют должного внимания этому аспекту утверждения и развития научного знания. Причин здесь несколько — от загруженности ученых необходимостью периодически заниматься возникающими проблемами до решения вопросов, связанных с обеспечением финансирования своей деятельности, отнимающей много времени и сил.

Так как природа не терпит пустоты, то ее заполняют так называемые «говорящие головы», которые в большинстве случаев не являются профессиональными учеными. Активность «говорящих голов» очень часто не только не способствует популяризации науки, но и нередко дискредитирует ее в глазах тех, кто ожидает от них более взвешенных суждений о мире, обществе и человеке.

Поэтому для развития науки и повышения ее ценности в глазах общественности, особенно подрастающего поколения, научные сотрудники и преподаватели должны совместными усилиями способствовать популяризации науки. Способствовать формированию у подрастающего поколения желания быть учеными и вносить свой гражданский вклад в продвижение научных достижений. Принимать активное участие в разработке научных проектов и проведении изысканий в наиболее приоритетных направлениях экономики, политики, общественных отношений в целях дальнейшего развития регионов и процветания Республики Казахстан.

 

Есет ЕСЕНГАРАЕВ,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник НИИ экономических и правовых исследований Карагандинского университета Казпотребсоюза