Исполняется 220 лет выдающемуся сыну казахского народа Кенесары Касымову – предводителю национально-освободительного восстания против российской колониальной политики в 1837-1847 годы. В истории казахского народа он останется как великий полководец, политик, дипломат, пытавшийся преодолеть межродовые противоречия и не пожалевший своей жизни ради объединения народа.
По пути деда своего
Как известно, свою философию, взгляды на мироздание и моральные ценности казахи выработали в длительной борьбе за территориальную целостность и государственную независимость. А отстаивавший эти ценности последний хан казахов Кенесары Касымов – олицетворение идеала героя, носителя духа свободы и чести (намыс).
Кто же он, хан Кенесары, – одна из самых загадочных и гигантских личностей истории Казахстана XIX столетия?
Кенесары родился в 1802 году на кокшетауской земле, в урочище Бурабай. Он был из ханского рода – родился в семье, почти столетие игравшей доминирующую роль в общественной жизни Среднего жуза. Активная политическая деятельность была традицией семьи, начиная с его деда и заканчивая братьями и сестрами. Образ деда, прославленного в песнях и легендах, был любим Кенесары: он гордился Абылаем (иногда пишется Аблай) и подчеркивал, что является продолжателем его дел и законным наследником. Кенесары открыто и прямо заявлял, что «будет ходить путем деда своего», что борется «за принадлежавшие его деду Абылаю земли». В своих воззваниях он напоминал, что при Абылае «казахи жили мирно и свободно». Имя хана Абылая было боевым кличем войск Кенесары.
Письменных свидетельств о детских годах Кенесары нет. Из народных песен он предстает как эпический герой, чудо-богатырь, воплощение народного духа и воинской доблести. С особой силой звучат эти мотивы в эпическом произведении «Кенесары-Наурызбай», известной поэме выдающегося поэта Магжана Жумабаева, а также в пьесе Мухтара Ауэзова «Хан Кене». В литературе имеется несколько подробных описаний внешности Кенесары-хана.
В традициях казахских ханов и султанов было воспитывать своих детей способными встретить суровые превратности судьбы. В этой связи с малых лет Кенесары учился верховой езде, упражнялся в стрельбе из лука, метании копья, владении саблей и мечом, то есть овладевал пятью видами боевого искусства. Такие качества, как смелость, находчивость и выносливость, вырабатывались в постоянно проводимых скачках, играх и охоте. Он с раннего детства проявлял большой интерес к военному делу, много слушал о древних и средневековых войнах, былых сражениях и великих полководцах.
Кстати, к ханским детям и внукам предъявлялись особые требования по части учебы. Считалось, что человек, претендующий на власть, кроме всего должен знать еще семь языков. Не только ради их изучения, но и для приобретения многих светских знаний в ханских семьях функционировала традиционная система обучения. Для обучения детей приглашались образованные учителя из Бухары, Ташкента. Известно, что, как и прочие дети ханского рода, Кенесары учился тюркской и арабской грамоте, иностранным языкам. Он умел читать и писать по-арабски, по-узбекски, по-татарски. Довольно сносно говорил по-русски.
Определяющее влияние на формирование Кенесары оказал его отец Касым, который был одним из младших сыновей Аблайхана. Как отмечается в одном из томов Казахской энциклопедии, Касым-султан, или Касым-торе, родился от дочери джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрена. Будучи знатным, богатым чингизидом (торе), имел несколько жен и многочисленное потомство. Его старшая жена Айкумис была матерью шестерых детей (Саржан, Есенгельды, Кошек, Агатай, Бопай и Кенесары). Батыр Наурызбай, младший брат Кенесары, родившийся от второй жены Касыма, также принимал активное участие в национально-освободительном движении.
Во главе всех беспокойных
Толчком к восстанию послужило введение «Устава о сибирских киргизах 1822 года». Согласно данному документу, коренным образом менялась структура управления степными районами, ликвидировалась ханская власть в Среднем и Младшем жузах, начались строительство укреплений (диваны) внутри степи и изъятие земель у кочевников, в целом усиление колониального гнета.
Касым-торе первым из числа султанов решительно выступил против колонизаторских действий царизма. В одном из царских документов того времени говорилось: «Во главе всех беспокойных стало семейство Касыма Аблайханова, которое по богатству, по родственным связям и по предприимчивости своей обладает огромным влиянием на умы киргизов и почитает происхождение свое от хана Аблая за законное право на верховную власть над всею Среднею Ордою».
Престарелый султан предъявил царскому правителю требования, которые отвечали жизненным интересам казахов, а именно: возвращение отнятых казахских земель, уничтожение построенных укреплений, прекращение налогового обложения и взимания всевозможных пошлин.
Против политики колонизации казахских земель выступил также султан Саржан, старший сын Касыма Абылайханова. Теснимый карательными отрядами, он со своими приверженцами перекочевал в пределы Кокандского ханства, надеясь заручиться поддержкой кокандского бека. Однако здесь в 1836 году Саржан был злодейски убит по указанию кокандского правителя.
После гибели старшего брата Саржана движение возглавил Кенесары. Восстание под его руководством было одним из самых грандиозных и продолжалось в течение десяти лет, последовательно охватив все три казахских жуза. Оно вовлекло в борьбу широкие народные массы – от простых шаруа-скотоводов до султанов. Все основные казахские роды, так или иначе, участвовали в восстании, хотя вступили в него не одновременно.
Кенесары не был националистом, как утверждала советская историческая наука. Документы и современники мятежного хана свидетельствуют о том, что с первых же дней восстания к Кенесары присоединились представители разных национальностей. Вместе с казахами на борьбу с общим врагом – царизмом – поднимались русские, каракалпаки, киргизы, башкиры, татары, узбеки, туркмены, скрывавшиеся в казахских степях от преследования властей. Так, беглый русский солдат Губин служил личным адъютантом у Наурызбая (брата Кенесары). Личным секретарем самого хана также был беглый русский. Беглые русские Бедашев и Макин служили у Кенесары предводителями отрядов. Доверенным помощником Кенесары Касымова был узбек Сайдак-ходжа Оспанов. А татарин Алим Ягудин был советником мятежного хана – членом военного совета. Восстание Кенесары – это часть национально-освободительного движения казахского народа против Российской империи, продолжение прежде всего восстаний его брата Саржана Касымова (1825-1836) и Жоламана Тленшиева (1837-1839).
Стремясь к реализации своих властных целей, Кенесары, как его отец Касым и брат Саржан, выражал стремление собственного народа к самостоятельности, территориально-государственному самоопределению. Вместе с тем Кенесары превзошел своего отца и старших братьев (Саржана и Есенгельды), сочетая в себя талант воина и государственного деятеля, стратега и полководца, став общенациональным вождем. На начальном этапе восстания Кенесары пытался решить проблемы, возникшие между Казахским ханством и Россией, дипломатическим путем. Сохранилось несколько писем хана к российским властям, в которых были изложены его основные требования. Письма были адресованы императору Николаю I, оренбургским генерал-губернаторам В.А. Перовскому,
В. Обручеву, сибирскому генерал-губернатору, князю П.Д. Горчакову. Так, в одном из писем генерал-губернатору Западной Сибири Кенесары Касымов писал: «Актау, Ортау, Казалык, Жаркаин, Обаган, Тобыл, Кусмурын, Токзак до Урала при нынешнем царе отобраны у нас и там построены укрепления. Теперь, с каждым днем захватывая наши земли, на них закладывают укрепления и этим доводят население до отчаяния. Это опасно не только для нашей будущности, но и для сегодняшнего существования».
Требования казахского султана о восстановлении территориальной целостности Казахстана, сохранении его самостоятельности были изложены и в его переписке, адресованной императору Николаю I. В своем письме в 1838 году Кенесары требовал уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ. В случае невыполнения этих требований мятежный султан оставлял за собой право продолжить войну: «Имею честь сим Вас известить, что желание мое есть то, чтоб двух владений народ пребывал в спокойной жизни, но ныне же Вы подозреваете меня, будто бы я подданных ваших людей присваиваю себе. Напротив того я говорю, что Вы на принадлежащих деду нашему хану Абылаю местах учредили диваны и с казахского населения берете пошлину. Следовательно, Вы нас притесняете, и мы тем остаемся недовольны, и с налогом жить нам в ведении Вашем никак невозможно. Например, каково было бы, если другое владение заведовало Россией, так-то и нас возьмите в соображение. Я, конечно, взял на свою сторону несколько баянаульского, каркаралинского и акмолинского своего народа, но еще есть мое намерение привлечь народ наш на мою сторону. Но полезнее было бы для общего блага казахского народа, если бы казахский народ остался в независимом своем состоянии, и тогда покойнее было и между нами, и вами.
Желая быть с Вами навсегда в дружественных отношениях, прошу Ваше сиятельство: 1) уничтожить Актауское укрепление, 2) уничтожить все прочие заведения в степи находящиеся, 3) уничтожить также и Акмолинский диван, 4) освободить содержащихся наших людей из-под стражи.
На все сие через посланных от меня людей прошу не оставить меня уведомлением».
Однако обращения Кенесары к царскому правительству оставались без ответа. Исчерпав дипломатические возможности урегулирования противоречий, он вынужден был начать военные действия. Его талант политика и полководца полно раскрылся во время подготовки и ведения войны против царизма.
(Продолжение в следующих номерах газеты)
Рашит КАРЕНОВ,
академик, почетный работник образования РК