Карагандинцы теперь имеют представление о том, как выглядела Болган Ана, которая, по легенде, была дочерью Жошы-хана. Ее образ, созданный скульптором-художником Айдосом Есмагамбетовым, поражает своей реалистичностью.
Болган Ана получила постоянную прописку в областном историко-краеведческом музее. Торжественное открытие экспозиции прошло в рамках Международного научного семинара-тренинга «Археологическая реконструкция в Казахстане: история и новые направления».
– Уникальным образом все это хорошо сохранилось, что позволило специалистам путем методики гиперреализма воссоздать ее облик – лицо, одежду, обувь. Даже рост соответствует действительности. Еще я хотел сказать, что в Улытауском регионе в целом, по разным сведениям, имеется порядка 600 таких богатых исторических памятников. Я уверен, что в предстоящие годы мы станем свидетелями еще больших открытий, уникальных по своей ценности. Огромное спасибо специалистам. Они отнеслись к этой работе со всей душой и любовью к своему делу, – отметил заместитель акима Карагандинской области Абзал Нукенов на церемонии, после чего вместе со всемирно известным художником-реставратором Крымом Алтынбековым перерезал традиционную ленту.
Мавзолей Болган Ана, входящий в состав большого могильника, расположен в местности Каражар на возвышенности небольшой сопки. Юго-восточнее находится усыпальница Кулан Ана (по другим сведениям – Кулан хатун).
Архитектурные особенности позволяют отнести его к портально-купольным сооружениям средневековья. Мавзолей упоминается в арабско-персидских источниках, а также в дорожных записках Николая Рычкова, Алексея Левшина и Чокана Валиханова. Впервые научно его описал руководитель Центрально-Казахстанской археологической экспедиции академик Алькей Маргулан (1946-1947 годы).
В 2018 году по инициативе акимата Карагандинской области были проведены исследования на памятниках периода Золотой Орды, в том числе и на мавзолее Болган Ана. Результаты раскопок вызвали настоящую сенсацию в научном сообществе. В погребении археологи обнаружили деревянный саркофаг, в котором находились останки женщины. Антропологический анализ показал, что знатная дама из дома Жошы-хана ушла из жизни в возрасте 35-40 лет, а рост ее составлял 170 сантиметров. Особую ценность для историков представляли фрагменты верхней одежды из натурального шелка, сапог, бокки, детали зеркала из железа, седла и короткого меча. И, конечно же, изделия из золота – серьги и чаша, украшенная узорами, вес которой составляет 452 грамма.
Над восстановлением образа Болган Ана трудилась команда профессионалов.
Археолог, реставратор, специалист по древним текстильным технологиям Татьяна Крупа изготовила копию халата, длина которого по подолу составляет четыре метра. Как отмечают специалисты, на сегодняшний день в Казахстане не имеется ни одного образца верхней одежды той эпохи.
– Мы соблюдали технологии, которые использовались в период Золотой Орды, воссоздав в современных материалах максимально приближенный наряд. Для чего это необходимо? Находки, сделанные в мавзолее, хрупкие, и такие предметы выставляются на ограниченный срок. На выставки же посетители приходят постоянно, и им бывает сложно объяснить, что археологическая ткань когда-то была самой дорогой. Зрителю важно дать образ. Кроме того, это необходимо для понимания исторических процессов, протекавших не только на территории Казахстана, но и всей Евразии, – объяснила свою задачу Татьяна Николаевна.
Шелковую камку лаборатория заказывала на индийской фабрике. Подкладку халата Т. Крупа сама красила натуральными красками. В итоге реставраторам удалось передать все технологические особенности кроя и пошива наряда.
– Даже если стежок лежит не совсем ровно, значит, так было в оригинале, – отметила она. – В этой работе – минимум моего творчества. Археологический костюм всегда фрагментированный. И хочется что-то дополнить, понимая, что там могло что-то быть. Но приходится бить себя по рукам, чтобы не сотворить отсебятину: этому нет подтверждения, следовательно, я не имею права поставить в музейную экспозицию не научно обоснованный предмет.
По ее словам, определенные сложности возникли с реставрацией сапог Болган Ана. Они не имеют аналогов в памятниках золотоордынского периода, и, в частности, по технологическим особенностям формирования пятки. Имея в наличии часть голенища и каблук, ученые разработали подошву, форма которой полностью вписалась в представленные детали.
Бокку воссоздал археолог из Новосибирска Сергей Пилипенко, который специализируется на средневековых женских головных уборах. Копии зеркала и меча были изготовлены в мастерской специалиста по декоративно-прикладному искусству Бекболата Нұрданбекұлы.
Но самое поразительное в экспозиции – образ Болган Ана: вглядываясь в поры на коже, морщинки, ресницы, возникает ощущение, что перед тобой стоит живая женщина. Такая реконструкция лица человека методом гиперреализма выполнена впервые в истории археологии Казахстана. В это огромный вклад внесли новосибирский антрополог Дмитрий Поздняков и скульптор-художник Айдос Есмагамбетов. Процесс сложный и длительный. Например, чтобы создать прическу, сначала необходимо было в силиконовый череп вставить каждый волос. Технологическая сторона вопроса вряд ли заинтересует читателей. Важен конечный результат, который теперь можно на постоянной основе лицезреть в музее.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА