back to top
29 C
Алматы
Воскресенье, 13 июля, 2025
No menu items!
ДомойНовостиКультура«Степь везде и всюду остается со мной»…

«Степь везде и всюду остается со мной»…

К 100-летию классика казахстанской живописи Молдахмета Сыздыковича Кенбаева (1925-1993).

Молдахмет Кенбаев – заслуженный деятель искусств (1963), народный художник Казахской ССР (1985), имеет многочисленные государственные награды, в том числе орден «Знак Почета» (1959).

Профессиональное казахское изобразительное искусство заявило о себе в 1950-е годы, когда была разрешена одна из острейших проблем, – проблема национальной школы художников. К числу таких мастеров относится Молдахмет Кенбаев. Его картины широко отразили народный характер казахов. Творчество мастера ярко, индивидуально, современно по духу и национально по форме. Его произведения прочно вошли в золотой фонд казахского изобразительного искусства. О художественной ценности полотен М. Кенбаева говорит тот факт, что они выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Музее искусств народов Востока и Государственном музее искусств Казахской ССР.

Молдахмет Сыздыкович родился в 1925 году в Джангильдинском районе Кустанайской области в семье крестьянина-бедняка. Рано осиротев, с 1931-го по 1941 год воспитывался в детском доме. Тяготение к рисованию проявилось уже в первые школьные годы. Его детские рисунки привлекли внимание и вызвали одобрение учителя рисования. Работы М. Кенбаева экспонировались на республиканской художественной выставке детского рисунка в 1938 году. На Всесоюзную выставку детского рисунка в Москве Молдахмет представил свою акварель «Девушки за работой». Его первые произведения были замечены общественностью и даже репродуцированы в пионерской газете.

Ранний успех окрылил юного Молдахмета. Именно эти годы Кенбаев считает становлением своего творческого пути. В 1941 году поступает в Алма-Атинское театрально-художественное училище на живописное отделение. Его учителями были такие профессионалы, как А.М. Черкасский и Л.П. Леонтьев.

«Как только почувствовал, что могу передать средствами живописи необычайно богатую палитру природы, и прежде всего степь, ее просторы, необъятность, а главное – ее красоту, я заболел «степной болезнью», если можно так выразиться. Я грезил и мечтал о степи. Мне хотелось, чтобы все так полюбили степь, как любил и люблю ее я. Она везде и всюду остается со мной», — писал Молдахмет Кенбаев.

Эту мечту художнику удалось осуществить частично в дипломной работе «Суюнши» (Вестник радости). Здесь он стремился передать величие и необъятные просторы родной степи, которая впоследствии станет основным мотивом его творчества, главным интересом и пристрастием.

С 1951 года он продолжает свое профессиональное образование, став студентом Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Учился у Малькова и Решетникова. В годы учебы встретил известного казахского оператора Искандера Тынышбаева, своего земляка.

Во время беседы Искандер-ага сказал ему: «Послушай, Молдахмет, я много езжу и многое вижу. И восхищен трудом чабана. Почему бы тебе не воспеть замечательный и благородный труд наших чабанов? Смотри, подумай, ты должен их написать…»

И вот спустя некоторое время студент М. Кенбаев едет в колхоз имени Буденного Кустанайской области. Именно здесь, на целинных землях, он увидел чабана на верблюде – будущего героя своей картины. Делает эскизы, множество набросков. Его замысел одобрили, это вдохновило на создание картины «Песнь чабана».

В дипломной работе «Отряд Джангильдина» и картине «Песнь чабана» (1956) М. Кенбаев выступает певцом родной степи. Степь для казаха – это его радости и печали, мечта и счастье, это его жизнь. Трепетно влюбленное отношение к родной степи выражено художником пластическим языком – языком изобразительного искусства. Описание картины «Песнь чабана» весьма немногословно – чабан с отарой овец в степи, но содержание очень глубоко и пронизано чувством радости и жизнеутверждением.

Полотно «Отряд Джангильдина» (1957) – результат обращения художника к историко-революционной теме. Отряд молодого революционера-казаха Алиби Джангильдина через безводные степи и пески Каракумы доставил оружие войскам Туркестанского фронта. Однако тема была слишком сложна, чтобы начинающий художник смог раскрыть всю ее глубину.

Интересно произведение М. Кенбаева «Беседа» (1957). Сюжет картины предельно прост: ранним утром, когда солнце только еще поднимается из-за гор, по широкой степи, утопая в густой зелени трав, неспешно едут два пожилых казаха на лошадях и ведут задушевную беседу. О чем она?.. Красиво и тонко написаны горы, едва тронутые лучами восходящего солнца, вершины плавно вырисовываются на фоне желто-розового неба, тогда как подножие гор все еще растворено в предутренней дымке. И в этом произведении все в гармоничном единстве. Любимая тема «Человек и природа» решена художником в лирическом ключе в отличие от картины «Песнь чабана», в которой этой же теме приданы эпическая широта и монументальность.

Иной эмоциональный заряд характерен для картины «Ловля лошади» (1967). Это произведение – прославление беспредельной смелости и мужества джигитов, гордого и опасного искусства объезжать лошадей. На полотне запечатлен момент, когда молодые смельчаки набрасывают аркан на шею белого скакуна, вздыбившегося на полном скаку. Художник точно передал напряженность и драматичность сцены. Вытянутость холста по горизонтали позволила автору показать необъятность пространства степи, создать впечатление стремительного передвижения всадников за пределы картинной плоскости. Колористический строй произведения, решенный в перламутрово-зеленовато-оранжевых тонах, насыщен и разнообразен.

В 1958 году был объявлен конкурс на создание образа Курмангазы – выдающегося казахского народного музыканта, композитора, певца и автора кюев. В конкурсе приняли участие многие скульпторы, графики и живописцы республики. Первая премия была присуждена Молдахмету Кенбаеву. Созданный им образ олицетворяет собой Человека, овеянного легендой. Кюйши изображен в степи со своим верным спутником – Тулпаром, которого он держит под уздцы. Колышется под ветром ковыль в степи, и это обусловило колорит картины – тонкий, искрящийся переливами изумрудно-жемчужного цвета. Степь и кюи Курмангазы – это нечто единое для казаха. Не случайно свою портретную композицию М. Кенбаев назвал «Сары-Арка» – по названию известного кюя композитора.

Интересна в композиционном и колористическом отношении еще одна картина М. Кенбаева – «Кошмоделание». Она отличается сочностью и звучностью цветового решения, ярко выраженным национальным характером. Традиции казахов, связь с народным искусством, с природой родного края – все значительно в этой небольшой искренней работе. Художник обращается к народным сюжетам с позиций современности. В произведении отражены новое миропонимание наших современников и радость творчества. Автор передал это ярким колоритом, мажорным настроением и гордым взглядом девушки, поставленной в самый центр картины. Умение увидеть красоту и поэзию в повседневности – характерная особенность творчества М. Кенбаева.

Его произведения привлекают удивительным сплавом реальности и поэзии, что придает работам художника неповторимое своеобразие. Живописной манере Молдахмета Сыздыковича свойственны задушевная напевность, мягкие полутона, почерпнутые им из народного творчества, из казахского фольклора. Во всех своих произведениях М. Кенбаев обнаруживает знание жизни своего народа на селе. Увиденные художником характерные сцены из жизни переложены на язык изобразительного искусства, опоэтизированы. И именно этим объясняется их широкая популярность в народе.

В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства находится несколько работ Молдахмета Кенбаева, в том числе: «Рассказ старого чабана» (в соавторстве с Петром Смолиным); «Красный караван» (1987), что составляет музейную гордость. На первой картине аксакал, облаченный в национальную одежду, беседует с юношами, которые слушают его с интересом и уважением. На груди старца медаль «Серп и молот», он Герой Социалистического Труда. А в «Красном караване» показана одна из форм политико-воспитательной и культурно-массовой работы среди казахов в первые годы советской власти.

Из года в год в республике возрастают потребности в монументально-декоративном искусстве, в котором одинаково плодотворно работают живописцы, скульпторы, графики. В последние годы М. Кенбаев много работал в соавторстве с Н.В. Цивчинским, одним из старейших монументалистов республики. Интересны мозаичные панно у центрального входа гостиницы «Алма-Ата» (1966), на фасаде магазина «Казахстан» (1970), а также на фасаде Дворца бракосочетаний (1971) и других.

Большое место в жизни М.С. Кенбаева, гражданина и художника, занимает педагогическая деятельность. Более 20 лет он отдал воспитанию молодых художников. С 1959-го по 1965 год преподавал живопись и композицию в Алма-Атинском художественном училище. У него занимались известные художники – С. Айтбаев, М. Кесаметдинов, А. Рахманов. Занимал должность профессора на кафедре рисунка и живописи архитектурного отделения Казахского политехнического института. Молдахмет Сыздыкович Кенбаев по праву занимает одно из ведущих мест в изобразительном искусстве Казахстана.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения

КарУ им. Е.А. Букетова

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Секреты естественного отбора в искусственных условиях рассказала карагандинка

Профессиональный стаж Татьяны Валентиновны Спириной – свыше 40 лет. Более половины этого времени она посвятила работе в Карагандинском рыбопитомнике, где и по сей день...

И дружно грянули: «Ура!»: 65 лет назад домна Казахстанской Магнитки выдала первый чугун

Сейчас это уже архивные данные: в 1958 году на XIII съезде ВЛКСМ возведение металлургического комбината в Темиртау было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой....

Как несовершеннолетнему зарабатывать законно и безопасно в Караганде?

Лето, каникулы, масса свободного времени. Многим школьникам хочется провести его с пользой. Некоторые мечтают о первом заработке, кто-то – о том, чтобы просто набраться...

Школы, поликлиники и Интернет — за государственный счет

Налоги регионов возвращаются в виде нацпроектов. Депутаты Карагандинского областного маслихата вместе с сенатором Парламента РК Сериком Утешовым встретились с руководителями управлений, председателями Общественного...