На сцене Карагандинского областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина новая постановка. Историческая драма «Ұлтқа қызмет» рассказывает об искреннем и бескорыстном служении народу представителей национальной интеллигенции рубежа XIX и XX столетий.
Национальную идею «Алаш» по праву называют величайшей в казахской гражданской истории. Создание движения стало возможным благодаря готовности казахской элиты взять на себя ответственность за судьбу своих земляков. Деятели «Алаша», стремившиеся к национальной независимости, вели цивилизованную политическую борьбу, чтобы вырваться из оков самодержавной империи. Они создали партию, объявили национально-территориальную автономию и сформировали правительство. Однако советская власть, вышедшая победительницей из гражданской войны, насильственно исключила партию «Алаш» и Алаш Орду из общественно-политической жизни Казахстана.
Тем не менее ее деятелям удалось отстоять исконные земли и границу, тем самым возродив казахскую государственность. После отстранения они продолжили борьбу и, стремясь придать культуре национальный характер, заложили основу таких сфер, как образование, печать, литература, искусство и наука.
Новый спектакль на карагандинской сцене поставил художественный руководитель театра Айдын Салбанов. Автор документально-художественной драмы – певец, актер и драматург Канат Жунусов (город Нур-Султан). По его словам, произведение было написано специально в честь празднования 30-летия Независимости Республики Казахстан по просьбе руководства нашей области.
– Эта идея родилась у меня давно. В конечном итоге я написал две пьесы, посвященные лидерам движения «Алаш», предоставив режиссеру право выбора. Почему выбрал документально-художественный жанр? Если бы это был сценарий для документального фильма, то его невозможно было бы поставить на театральной сцене, – объяснил он.
Эту работу, целью которой является воспитание в молодежи патриотизма и мужества, называют первым произведением, широко раскрывающим тему «Алаш». Постановка рассказывает о сложном периоде начала ХХ века, тяжелой судьбе национальных героев во главе с Алиханом Букейхановым и невзгодах, выпавших на их долю.
Портреты лидеров национально-освободительного движения передаются через актерское мастерство. Очень своеобразны режиссерские решения, которые позволяют понять глубину конфликтных ситуаций. Взять, к примеру, начало спектакля. Смолкли трели «звонка», погас свет, и тут из зрительного зала выходит тинейджер. Выхваченный лучом света, он садится на ступеньки, берет книгу и начинает читать. С чувством, с толком, с расстановкой. Кто он и зачем здесь? Но когда начинаешь вникать в смысл слов, понимаешь, что этот парень в бейсболке и джинсах олицетворяет собой поколение, которому адресовано произведение. Если говорить о сценографии, то сразу же привлекают к себе внимание огромные стеллажи. Когда на сцене главные герои, их полки заполнены пухлыми папками. Почему-то кажется, что в них хранятся мысли участников движения «Алаш» о свободе и независимости народа. А с обратной стороны это картотечные шкафы, символизирующие многочисленные базы данных лиц, неугодных советской власти.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО