Творчество династии художников Есиркеевых знакомо нескольким поколениям казахстанцев
Внутренняя культура и кротость отличают каждого члена этой интеллигентной семьи. Раимкул Есиркеев в жизни был чрезвычайно застенчивым человеком. Об этом говорят многие, кто был лично знаком с ним. Эта черта характера прослеживается и в его сыновьях Куаныше и Мейраме. А самое главное, в произведениях, которые они создают.
Именно «скромность» лейтмотивом и красной нитью выступает в работах каждого мастера кисти. Их общая черта – рассуждать в своих полотнах тихо, размеренно и спокойно.
Основатель династии Раимкул Есиркеев родился в 1921 году. В 17 лет был призван в армию. После войны жил и работал в Балхаше, где и создал семью. В 1948-м вместе с супругой и сыном Куанышем переехал в Караганду, где вскоре родился младший сын Мейрам.
В 1964 году Раимкул вступил в состав Союза художников СССР. Несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, он был первым художником-казахом Союза художников города Караганды. Его излюбленным жанром стал самый сложный в живописи – портрет, требующий передачи внутреннего содержания человека и его характера. Раз за разом из-под кисти мастера рождался удивительно емкий рассказ о портретируемом, в собирательном ли образе защитников родины, или деятелей культуры и, конечно, в портрете самого близкого человека – мамы, которой он посвятил 10 полотен.
Его герои слушают и понимают собеседника. Такое сопереживание и близкий диалог, единение со зрителем крайне редко встречаются в этом жанре изобразительного искусства. В фондах музея имеется 32 работы, и каждая – это еще одна живая встреча с людьми, которых уже нет с нами.
Куаныш Есиркеев окончил художественное училище имени Н.В. Гоголя в Алма-Ате, затем Государственный художественный институт им. В. Сурикова в Москве (1963-1968). Это художник глубокой мысли и чувств. Его произведения очень доступны для понимания, они не будоражат и не вызывают спонтанных чувств, а очень «интеллигентно», ненавязчиво входят в умы и после первого знакомства остаются в памяти навсегда. А каждый последующий просмотр удивительным образом открывает что-то новое.
В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства находятся приобретенные в конце прошлого столетия шесть работ автора. В их числе – пейзаж «Индустриальный», написанный в 1984 году. Это последнее произведение, посвященное экологии родного города. Картина-чертеж, калька архитектора, макет застройщика – так автор начал свой рассказ. Хрустальная чистота, за которой уже потом видится «человек-владыка» со своими насильственными правилами. Абсолютная тишина, в которой слышится: кто это сделал и для кого? Вот вопросы, которые задает художник в этом идеальном пейзаже. Степь для Куаныша Раимкуловича – живой организм, с которым нужно считаться. Он начал говорить об этом очень давно, потому что любит свою землю всем сердцем. Для своего рассказа-мольбы он подобрал изысканные тона, которые настолько легки, что практически не касаются холста, а их полупрозрачные переплетения мертвенно прохладны.
Творчество Куаныша Есиркеева достигло апогея, и вместе с ним пришло душевное нездоровье величайшего мастера. С 1986 года, а именно с 39 лет он не берется за кисть.
Краски Мейрама Есиркеева поэтичны и звучат как первые слова ребенка: откровенно наивно и с чистыми помыслами. Живописец, член Союза художников Республики Казахстан, он в 1973 году окончил Карагандинский политехнический институт, затем работал на шахте «Степная». Именно в забое, далеко не в творческой обстановке, Мейрам начал делать первые наброски с натуры. Так пришло увлечение, и родился первый цикл работ, посвященный шахтерскому труду. Художественное образование получил в семье, так как отец и брат были профессионалами в своем деле. Именно поэтому его становление как мастера было разносторонним. Полученные навыки и знания удивительным образом сыграли на его природной одаренности, породив своеобразный творческий почерк со своими техниками и видением. Взять, к примеру, пейзаж «Весна на Балхаше». Он фантастически красив: чистейшие цвета, на переднем плане желтый песок и кусты саксаула – вечного дерева Балхашской полупустыни. Сразу за ними – синева с белой волной, дальше бирюзовая гладь, затем снова желтый. У горизонта земляной вал, покрытый зеленью, и, наконец, небо – бескрайнее, высокое, с ватными облаками. Мейрам Есиркеев создал гимн загадочному и таинственному Балхашу, покрыв его еще одной загадкой.
…Работы трех художников – отца и сыновей – разнятся и в то же время питают друг друга. Видение каждого особенно, так же, как и техника изложения чувств у каждого своя. Все произведения связаны между собой невидимыми нитями и узами, в которых хранится некая тайна. Вместе с желанием творить из поколения в поколения переходят и жизненные принципы. Они очень просты. Это отсутствие тщеславия, которое не приемлет настоящее искусство.
Снежана ЧЕРКАЕВА,
руководитель экскурсионно-
массового отдела Карагандинского областного музея
изобразительного искусства