Работы, представленные на его персональной выставке «Красочный мир» в областном музее изобразительного искусства, отражают его субъективное Я.
Полотен немного — всего 20. Но это как раз тот случай, когда важно не количество, а качество. При этом, попадая в выставочный зал, понимаешь, насколько художник многогранен. Во-первых, он оригинальный анималист. Его волки, пантера, рысь, медведь и колибри воплощают в себе тот таинственный мир дикой природы, куда не каждому дано заглянуть. Как того и требует жанр, животные изображены крупным планом и весьма натуралистичны. Откуда у мастера кисти, выросшего в казахстанской степи, такая достоверность? Даже если делать наброски в зоопарке, сложно представить топтыгина, позирующего для этого.
— У меня есть знакомые, которые занимаются фотографией. Они часто присылают мне интересные материалы, которые я превращаю в картины. Таким образом это изображения реальных животных, перенесенные на холст, — объяснил Дмитрий.
Все краски мира
Если говорить об изображениях людей, то его картины многонациональны — в них автор воплотил свое понимание культуры казахского народа, жителей Страны восходящего солнца, индейских племен, мифологии скандинавов. Взять, к примеру, портреты девушек из индейского племени в венцах из перьев. Как правило, у североамериканских народов право носить этот головной убор имели вожди (эквивалент короны) и шаманы. Культура индейцев, отметил художник, многофункциональна и таит в себе тайны и загадки, ответы на которые ученые не нашли по сей день. И если для каждого из нас венец ассоциируется с боевым нарядом, то полотна Дмитрия несут в себе иной посыл — девушки с гордым профилем, дождавшиеся своих мужей с поля брани, символизируют мир.
Образ защитницы домашнего очага он увидел в миниатюрной японке, которая держит перед собой катану. Рядом еще одна представительница Страны восходящего солнца, но на этот раз обнимающая традиционный меч. Черно-серые тона укутывают ее, словно кокон, сотканный из горя и печали. Она, объясняет художник, потеряла возлюбленного, но остается верной ему. Лев, смотрящий на полную луну, изображенную в виде символов, — из скандинавской мифологии. На самом деле это не небесное светило, а Вегвизир — рунический компас, указывающий путь путешественникам, мореплавателям, что позволяет им обходить препятствия и беды. Эта работа, а также «Вивьен» были отмечены дипломами второй степени Международного конкурса «Fiestalonia», проходившего в Италии и Испании. Казахской культуре Дмитрий Кецман посвятил скакунов. И если от одного полотна веет покоем и умиротворением, то второй — сгусток энергии, которая затрагивает в душе невидимые струны.
— Белый всегда символизирует мир. Вороной конь — боевой товарищ кочевника, — объяснил он.
На полотнах автора основной фон в темных тонах. Однако краски не раздражают, не порождают ощущение депрессии. Напротив, цвета подобраны таким образом, что от них веет покоем, умиротворенностью. Они как бесконечная Вселенная, манящая к себе таинственностью и загадками. Иначе и быть не может, ведь главная тема Дмитрия — мир во всех его проявлениях.
Мадина ОСПАНОВА
Фото Александра МАРЧЕНКО