В Концертном зале «Шалкыма» прошел вечер, посвященный 130-летию Абикена Хасенова – талантливого исполнителя и композитора, мастера шертпе кюя (щелкающая манера исполнения), заслуженного артиста Казахской ССР.
Гостями вечера были именитые гости: профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, кюйши Билал Ыскаков, композитор, заслуженный деятель Казахстана Жангали Алимханулы Жузбай, преподаватель Казахского национального университета искусств, известный кюйши Кайрат Айтбаев.
Накануне концерта была презентована книга, посвященная деятельности Абикена Хасенова. В издание вошли фотографии и воспоминания, написанные композитором, а также оркестровые партитуры мелодий.
– Искусствоведы говорят, что эта книга очень ценна. В ней опубликована статья Несибельды Абдирахмановой, потомка Абикена Хасенова, содержание которой никогда и нигде не публиковалось, – рассказал заслуженный деятель Казахстана, художественный руководитель Академического оркестра народных инструментов имени Таттимбета, дирижер Абугалисын Шоканбаев. – Акселеу Сейдимбек и Билал Ыскаков, изучавшие наследие А. Хасенова, говорят, что он был не только человеком искусства, но и активным представителем движения «Алаш Орда».
Свидетелями таланта также стали расстрелянные в 1937-1938 годах как «враги народа» государственные и общественные деятели Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин. Абикен сумел выбраться живым из мясорубки сталинских репрессий, в то время как его близкий друг Сакен Сейфуллин, земляк и алашординец Орынбек Беков и другие стали безвинными жертвами режима. Преследования, гибель всей семьи, родственников, насилие от рук «активистов» – все легло на него тяжелой и болезненной ношей. Все это в конце концов вылилось в кюй «Қоңыр».
В настоящее время исследователи спорят о происхождении кюя. Кто-то говорит, что произведение появилось в годы голода, другие – в память о Сакене Сейфуллине, третьи – в память о жертвах репрессий. Все эти догадки по-своему верны – кюй «Қоңыр» Абикена Хасенова посвящен годам бедствий и кровавой общественной системе того времени.
Сам Абикен Хасенов только в конце жизни решился сыграть этот кюй. Известно, что он успел записать на грампластинку не только «Қоңыр», но и некоторые работы своих учителей Сембека, Абди и других осужденных кюйши.
«Домбрист Абикен Хасенов часто приходил к нам домой. Однажды он сказал мне: «Сам знаешь, я пропагандирую кюи Таттимбета. Но, возможно, из-за того, что ноты этих кюев не записаны, домбристы не могут правильно их исполнять. Если сейчас мы не запишем кюи Таттимбета, то будущему поколению они достанутся в искаженном виде». Несмотря на то что у меня было много другой работы, я не смог отказать Абикену. И не жалею об этом. Мы сразу приступили к делу. В тот день записали ноты кюев Таттимбета «Қосбасар» (вторая версия) и «Айдос батыр». В следующий раз записали ноты кюев «Алшағыр батыр», «Қосбасар» (третья версия), «Бес төре», «Бозайғыр», «Көкейкесті», «Сарыжайлау» и «Сылқылдақ». Во время работы Абикен Хасенов дал понять, что он не только прекрасный домбрист, но и прирожденный талантливый музыкант. Я заметил, насколько он глубоко понимает музыкальные произведения, какую чувствует ответственность за народное творчество. Абикен Хасенов был человеком с мягким характером. Он был максимально вежлив, обладал высокими человеческими качествами. Перед тем как начать играть, он всегда рассказывал об истории возникновения кюя и его музыкальном значении», – вспоминал позже композитор Латиф Хамиди.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Фото Жангелдi Әбдіғалымова