back to top
32.9 C
Алматы
Суббота, 21 июня, 2025
No menu items!
ДомойНовостиКультураИз лагеря видели прекрасное: художники, которые не по своей воле оказались на...

Из лагеря видели прекрасное: художники, которые не по своей воле оказались на карагандинской земле

В Областном музее изобразительного искусства проходят музейные уроки и тематическая выставка, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий и голода.

Развитие изобразительного искусства в Караганде во многом связано с печальной страницей в истории Казахстана. В экспозиции представлены произведения художников, которые не по своей воле оказались на карагандинской земле. Несмотря на трудности и лишения, эти люди находили прекрасное в окружающем мире. Они писали пейзажи и натюрморты, а также портреты начальников лагерей и их родных.

На выставке представлены три произведения талантливого репрессированного художника, руководившего Государственным музеем изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, Владимира Эйферта. Картина «В телятнике. Ссылка в Караганду» написана мастером кисти в 40-х годах ХХ века.

Автор сам являлся свидетелем того, как в вагонах для скота насильно везли взрослых и детей на чужбину. Тревожно всматриваясь в степь, люди мысленно прощались с родным краем. Тесный вагон заполнен вещами, которые наспех были собраны в дорогу. В далекий Казахстан Владимир Александрович был депортирован как немец вместе со своей женой Елизаветой Ефремовной. Вот и в экспозиции представлен портрет жены в шубе. Вместе они преодолевали все житейские невзгоды. Картина написана в сдержанных тонах, при этом взгляд у женщины серьезный и печальный.

В Караганде Эйферт стал работать художником-оформителем клуба шахты имени Кирова, где затем организовал кружок изобразительного искусства. Постепенно слава педагога стала привлекать к нему все больше людей, почти все художники города первого поколения учились у него. Холодная и неприветливая «Зимняя Караганда» Эйферта пронизана внутренним ощущением автора. Морозное февральское утро едва освещается солнцем. Рабочие в телогрейках и валенках направляются на шахту. Деревянные заборы наполовину заметены снегом, одинокие бараки пустыми глазницами окон всматриваются в людей. Картина написана в 1949 году и отражает суровые будни горожан. На сегодняшний день она является ценной реликвией областного музея изобразительного искусства.

Этого выдающегося ученого, философа, поэта и художника сравнивали с Леонардо да Винчи. Александр Чижевский отбывал срок в Карлаге и Степлаге. Делал научные открытия, писал картины, и что примечательно, не лагерную жизнь, а пейзажи. На выставке демонстрируется акварельная работа «Ковер». Здесь – буйство красок. Для автора природа выступает как предмет исследования, еще один аспект познания. Отбывавший срок наказания в Карлаге художник Александр Григорьев написал портрет Чижевского в технике пастель. Факсимиле портрета хранится в фондах музея. На картине известный ученый и изобретатель изображен с бородой, его широкий лоб выдает в нем умного и талантливого человека. Внимательный зритель найдет внешнее сходство Александра Леонидовича Чижевского с автором «Джоконды». В Караганде в честь выдающегося ученого одна из улиц носит его имя.

У репрессированных живописцев с необычайно богатым воображением в дефиците были краски и холсты, они писали на ткани или газетной вырезке, картоне или простой бумаге. Представленная на выставке работа художницы Ирины Борхман, репрессированной в 1941 году, написана необычным способом и называется «Борька». Заключенная использовала не масляную краску, а… свиную кровь. Как отмечала Ирина Александровна, ей захотелось нарисовать поросенка, однако ни красок, ни холста не было, поэтому она взяла палочку и кровью написала картину.

Посетителям музея также демонстрируют автопортреты репрессированных мастеров кисти Леонида Усайтиса, Павла Фризена. Прекрасное полотно художника-антифашиста Генриха Фогелера «Генделен» написано им в поездке на Кавказ в 1941 году. Представлены и другие произведения.

Профессиональные художники, оказавшись в лагерях, не утратили любовь к изобразительному искусству. Творчество помогло им не сломаться внутренне и создать прекрасный собственный мир.

Кайрат БЛЯЛОВ

Фото Александра МАРЧЕНКО

В.А. Эйферт, 1940 г. «В телятнике. Ссылка в Караганду» 

В.А. Эйферт, 1946 г. «Зимняя Караганда»

Л.Э. Гамбургер, 1945 г. «У юрты»

Л.А. Чижевский, 1953 г. «Ковер»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Рогатый максимум: в Нуринском районе настоящее нашествие сайги

На поля пришли многие тысячи копытных Фермеры, представители местных исполнительных органов, а также специалисты из областного центра объединились, чтобы сообща предотвратить нагрянувшее бедствие. Главного зоотехника ТОО...

Моделируем успех: от руин – к индустриальным спутникам

Развитие промышленности, агломерации, инфраструктуры, внедрение IT-технологий. Все это может помочь моногородам перестать быть таковыми. О диверсификации экономики и современных вызовах говорили на семинаре-совещании, который...

Выпускной в «кузнице чемпионов»

В здании областного филиала партии «Аманат» прошел торжественный выпускной вечер специализированной школы-интернат-колледжа олимпийского резерва имени Алии Молдагуловой. В этом году в учебном заведении обучение...

В Караганде стартовал антинаркотический автопробег

Чтобы привлечь внимание населения к проблеме наркотиков, полиция и общественные объединения проводят профилактические мероприятия. Как отметил начальник отдела управления по противодействию наркопреступности ДП Карагандинской области...

В памяти народной: областной совет ветеранов продолжает поддерживать пенсионеров региона

В год 80-летия Великой Победы хочется отметить многогранность работы областного совета ветеранов по защите интересов пожилых людей в решении социальных вопросов, касающихся медицинского обслуживания...