back to top
14 C
Алматы
Вторник, 16 сентября, 2025
No menu items!
ДомойНовостиКультураИз лагеря видели прекрасное: художники, которые не по своей воле оказались на...

Из лагеря видели прекрасное: художники, которые не по своей воле оказались на карагандинской земле

В Областном музее изобразительного искусства проходят музейные уроки и тематическая выставка, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий и голода.

Развитие изобразительного искусства в Караганде во многом связано с печальной страницей в истории Казахстана. В экспозиции представлены произведения художников, которые не по своей воле оказались на карагандинской земле. Несмотря на трудности и лишения, эти люди находили прекрасное в окружающем мире. Они писали пейзажи и натюрморты, а также портреты начальников лагерей и их родных.

На выставке представлены три произведения талантливого репрессированного художника, руководившего Государственным музеем изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, Владимира Эйферта. Картина «В телятнике. Ссылка в Караганду» написана мастером кисти в 40-х годах ХХ века.

Автор сам являлся свидетелем того, как в вагонах для скота насильно везли взрослых и детей на чужбину. Тревожно всматриваясь в степь, люди мысленно прощались с родным краем. Тесный вагон заполнен вещами, которые наспех были собраны в дорогу. В далекий Казахстан Владимир Александрович был депортирован как немец вместе со своей женой Елизаветой Ефремовной. Вот и в экспозиции представлен портрет жены в шубе. Вместе они преодолевали все житейские невзгоды. Картина написана в сдержанных тонах, при этом взгляд у женщины серьезный и печальный.

В Караганде Эйферт стал работать художником-оформителем клуба шахты имени Кирова, где затем организовал кружок изобразительного искусства. Постепенно слава педагога стала привлекать к нему все больше людей, почти все художники города первого поколения учились у него. Холодная и неприветливая «Зимняя Караганда» Эйферта пронизана внутренним ощущением автора. Морозное февральское утро едва освещается солнцем. Рабочие в телогрейках и валенках направляются на шахту. Деревянные заборы наполовину заметены снегом, одинокие бараки пустыми глазницами окон всматриваются в людей. Картина написана в 1949 году и отражает суровые будни горожан. На сегодняшний день она является ценной реликвией областного музея изобразительного искусства.

Этого выдающегося ученого, философа, поэта и художника сравнивали с Леонардо да Винчи. Александр Чижевский отбывал срок в Карлаге и Степлаге. Делал научные открытия, писал картины, и что примечательно, не лагерную жизнь, а пейзажи. На выставке демонстрируется акварельная работа «Ковер». Здесь – буйство красок. Для автора природа выступает как предмет исследования, еще один аспект познания. Отбывавший срок наказания в Карлаге художник Александр Григорьев написал портрет Чижевского в технике пастель. Факсимиле портрета хранится в фондах музея. На картине известный ученый и изобретатель изображен с бородой, его широкий лоб выдает в нем умного и талантливого человека. Внимательный зритель найдет внешнее сходство Александра Леонидовича Чижевского с автором «Джоконды». В Караганде в честь выдающегося ученого одна из улиц носит его имя.

У репрессированных живописцев с необычайно богатым воображением в дефиците были краски и холсты, они писали на ткани или газетной вырезке, картоне или простой бумаге. Представленная на выставке работа художницы Ирины Борхман, репрессированной в 1941 году, написана необычным способом и называется «Борька». Заключенная использовала не масляную краску, а… свиную кровь. Как отмечала Ирина Александровна, ей захотелось нарисовать поросенка, однако ни красок, ни холста не было, поэтому она взяла палочку и кровью написала картину.

Посетителям музея также демонстрируют автопортреты репрессированных мастеров кисти Леонида Усайтиса, Павла Фризена. Прекрасное полотно художника-антифашиста Генриха Фогелера «Генделен» написано им в поездке на Кавказ в 1941 году. Представлены и другие произведения.

Профессиональные художники, оказавшись в лагерях, не утратили любовь к изобразительному искусству. Творчество помогло им не сломаться внутренне и создать прекрасный собственный мир.

Кайрат БЛЯЛОВ

Фото Александра МАРЧЕНКО

В.А. Эйферт, 1940 г. «В телятнике. Ссылка в Караганду» 

В.А. Эйферт, 1946 г. «Зимняя Караганда»

Л.Э. Гамбургер, 1945 г. «У юрты»

Л.А. Чижевский, 1953 г. «Ковер»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Быстро, дешево и с комфортом карагандинцы смогут добраться до Актау, Семея и Уральска

Аэропорт «Сары-Арка» расширит список субсидированных авиарейсов. Полеты будет выполнять авиакомпания SCAT. Стоимость билетов - от 15 тысяч тенге. Полеты будут проходить по вторникам и пятницам....

Двадцать молодых ученых Karaganda Buketov University отправятся на международную стажировку в Поднебесную

Преподаватели и докторанты вуза получили сертификаты от Университета Шихэцзы в рамках стратегического партнерства между Казахстаном и Китаем. Во время визита Президента РК Касым-Жомарта Токаева в...

Житель Абайского района выращивал у себя во дворе коноплю

В Карагандинской области пресечен сбыт крупной партии наркотических веществ. По данным департамента полиции, в ходе ОПМ «Карасора» задержан житель Абайского района, который выращивал и хранил...

Василий Жиров вместе с Уэнсдей, зомби и волком участвовали в забеге «Cuprum RUN» в...

На старт вышли около 750 человек. Это спортивное мероприятие, которое организовывает компания Kazakhmys Smelting, проходит уже в третий раз. - В этом году на участие...

Не используешь – возвращай: в Карагандинской области пресечен самозахват сельхозугодий

Свыше полусотни нарушений права госсобственности на землю выявлено в регионе. Общая площадь незаконно используемых участков составила свыше 5,5 гектаров. Как сообщили в департаменте по управлению...