back to top
-8.1 C
Алматы
Воскресенье, 22 декабря, 2024
No menu items!
ДомойНовостиКультураЧитайте символы

Читайте символы

Минимум декораций, максимум эмоций, море оваций

Черное и белое, одинокое дерево, замочки с ключами, пакет кокаина, рок-музыка и тюльпан в прозрачной пластиковой колбе, кажется, никак не увязать с произведениями Мухтара Ауэзова. Но оказалось, нет ничего невозможного. Актеры признаются, что было сложно по-новому играть классику, но им это удалось.

Настоящей сенсацией в культурной жизни Караганды стала премьера «Қарагөз» в Областном академическом казахском драматическом театре им. С. Сейфуллина. Три часа пролетели незаметно, и за игрой актеров зрители наблюдали, затаив дыхание. А затем шесть раз публика вызывала на бис труппу, которая сумела затронуть самые тонкие струны души.

Над спектаклем работала режиссер-постановщик Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова Гульназ Балпеисова.

Художником по свету она пригласила свободного мастера Нарека Туманяна.

– Что касается оборудования, это как в случае с сотовыми телефонами или машинами: всегда хочется новее, лучше, качественнее. В вашем театре оно уже устарело. Его необходимо менять раз в несколько лет, как это практикуется в богатых странах. Но даже при наличии одной лампочки при талантливом режиссере можно сделать все необходимое. Главное, подходить к этому с душой, – сказал он на пресс-конференции, предварявшей премьерный показ.

Кстати, не будет большим преувеличением сказать, что зрители, еще только занимая места, испытали недоумение. Мы привыкли к богатым декорациям, краскам и свету, а тут лишь черная «одежда» сцены и стоящее где-то в углу сухое дерево. И вспомнилось, что во время первого интервью «Индустриалке» Гульназ Балпеисова, говоря о декорациях, сказала, что будет пустота. Так оно и оказалось. Но если режиссер видит в этом степь, раздолье мысли, пространство, кому-то могло показаться, что предложенная чернота словно втягивает в себя сияние жизни, не давая ни малейшего шанса светлым чувствам.

Нынешняя постановка вообще полна символов, благодаря чему человек, даже не знакомый с произведением, но умеющий читать между срок, без труда понимал происходящее на сцене.

Итак, трагедия «Қарагөз» – это история о бессмысленности противостояния естественным чувствам, конфликте и сложности взаимоотношений героев. В борьбе против свободы личности потерпел поражение каждый. Не вернется разум к прекрасной Карагоз (Анель Сагындыкова), не выздоровеет гуманный Нарша (Бауржан Нурмаганбетов), померк авторитет жестокой Моржан (Нуржибек Жансугурова), заклявшей собственную внучку. Стал отверженным и отверг всех бунтарь Сырым (Айдос Нурмагамбетов), чтобы нести своей поэзией людям богатство чувств и боль собственного искалеченного сердца.

В интерпретации Гульназ Балпеисовой постановка стала совершенно иной, чем-то новым. Начинается спектакль вполне традиционно – на сцене мы видим несколько девушек в серых платьях, которые поют печальную песню. И сразу понимаем, что речь идет о трагедии. Но в следующий момент начинает звучать ритмичная песня на английском языке, на авансцену под свист и улюлюканье вылетают парни, играющие в догонялки. Что это?!

Музыкальное оформление – вообще отдельная тема для размышления. Режиссер-постановщик нашла здесь место и народным песням, и року, и техно. И если сначала это шокирует, то постепенно понимаешь: возможно, это не только уместно, но и оправданно. Так эта трагедия, произошедшая в давние-давние времена, становится доступной и молодежной аудитории. Взять, к примеру, пятую картину, когда Сырым после избиения и окончательной разлуки с Карагоз начинает заниматься барымтачеством. В этом спектакле он и его друзья представлены бандой, для которой наркотики, спиртное, оружие и доступные женщины – норма жизни.

А как объяснить подрастающему поколению, что такое вдовий клан? Их облачили в черные одежды. Свет и грим, актерская игра… Ба! Да это же самые настоящие ведьмы. И главная из них – Моржан. Н. Жансугурова предстает перед публикой в образе властной женщины, которую опасаются даже аксакалы. Каждое ее слово не просто бьет, а режет. Она – само воплощение патриархальных устоев, перед которыми любовь бессильна.

И как сильна сцена подготовки Карагоз к свадьбе. Она – нежная и хрупкая, еще вчера была счастливой и беспечной, а теперь ее лицо напоминает застывшую маску. Вот Акбала (Г. Сагигалиева) передает старшей родственнице саукеле. Девичий головной убор помещен в пластиковую колбу, вместо традиционных перьев его украшает пламенеющий красным тюльпан. Моржан начинает наматывать на него метры прозрачной белой ткани. А кажется, что укутывают в саван саму молодость, несбывшиеся надежды и мечты.

Удачным решением стали маленькие навесные замки, которыми молодожены украшают перила моста в парке и так называемые деревья любви. Из них состоят ожерелье и пояс главной героини. Они же украшают ее запястья и щиколотки, а сама она подобна безвольной кукле. Что это – узы любви или оковы безумия, а может, что-то третье, четвертое, пятое? Сколько людей, столько мнений. После смерти Карагоз остается сидеть на сцене – голова слегка повернута вбок, глаза устремлены вдаль, и счастливая улыбка словно стирает подтеки черной туши. Теперь она – монумент любви, к которому приходят молодые пары, чтобы навесить свой замочек и сделать селфи.

– Это ответственная роль. Все актрисы казахского театра мечтают сыграть Карагоз. Была проделана колоссальная работа. Гульназ Балпеисова применила совершенно иной подход. Классика ставится по-другому, поэтому поначалу мы не воспринимали ее идеи. Было сложно, особенно старшему поколению. Но потом все вошли в колею. Спасибо режиссеру, которая к каждому находила подход, – поделилась Анель Сагындыкова.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Руслана КАЛИЕВА

 

 

 

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Торжество французского юмора на сцене Театра музкомедии

На закате уходящего года поклонники классической оперетты стали свидетелями очередной премьеры в Караганде. Название вечера одноактных оперетт «Ах, Оффенбах!» обещало сюрпризы от московского режиссера-постановщика...

В Балхаше открылась детская глазная клиника

Частный медицинский центр появился в городе благодаря общественному фонду «United Charity Projects Evolution». «LUCY» – это единственная в Казахстане негосударственная бесплатная глазная клиника для детей,...

Знакомьтесь: 22-й Туркестанский

На историческом факультете Карагандинского университета имени академика Е. Букетова прошла выставка «Офицеры-казахи – участники Первой мировой войны». Необычная презентация, посвященная 110-летию Первой мировой войны,...

Деликатес в наследство: как правильно заготовить соғым, рассказал известный карагандинский краевед

Удивительная традиция единения, сохранения семейных ценностей и самобытности степного народа Не только коренное население, но и все живущие в Казахстане знают это приятное и ласкающее...

Караганда готова к встрече Нового года

Сегодня вечером, 21 декабря, в областном центре, на площади Независимости многолюдно и весело. Здесь состоялась торжественная церемония зажжения главной елки Карагандинской области. Посмотреть...

В селе Акжар Бухар-Жырауского района запустили водопровод

Населенный пункт расположен в 60 километрах от районного центра, здесь проживают более 350 человек. Есть Интернет, сотовая связь, освещение, а вот центрального водоснабжения...

На медали — вся история: в Караганде рассказали, как создавался «Знак Независимости»

Как сообщала «ИК», накануне праздника 16 декабря в Караганде был презентован «Знак Независимости», созданный республиканским Qazaq club. Эта памятная медаль повествует о 2500-летней истории...