Одним из самых запоминающихся расследований в жизни для майора полиции Серика Мергенова стал жуткий случай. Он произошел в одном из жилых массивов областного центра.
К правоохранителям с заявлением о пропаже сына обратилась женщина. Парень отсутствовал уже несколько дней. Где искать его, мать не могла представить. Следственно-оперативная группа тщательно обследовала квартиру. Внимание старшего криминалиста Юго-Восточного отдела полиции привлекло еле заметное кровавое пятнышко на полу прихожей…
Реактивы не обманешь
После проведения необходимых экспертиз выяснилось, что кровь определенно могла принадлежать разыскиваемому молодому человеку. Был отработан круг знакомых и друзей пропавшего карагандинца. Появилась оперативная информация, что один из них мог встречаться с ним в дни предполагаемого исчезновения.
И вскоре он уже давал признательные показания. Оказалось, что злоумышленник выпивал спиртные напитки в компании жертвы, находясь у него в квартире. Выяснилось, что разразилась ссора. Не поделив что-то в пьяном угаре, преступник взялся за нож.
Затем принялся заметать следы совершенного злодеяния, причем сделал это самым бесчеловечным способом. Расчленил труп, разложив части тела по различным пакетам, которые вынес уже в темноте и спрятал в различных местах.
Впоследствии, уже на допросе, он рассказывал, что крови было очень много, забрызганные стены и пол он тщательно вымыл с «Белизной», проветрил помещение.
Однако не учел того, что очистить кровавые пятна бывает очень сложно, а в распоряжении полицейских криминалистов имеются современная техника, порошки и реактивы, способные выявить даже микроскопические следы биологического происхождения, а также отпечатки пальцев на любых поверхностях.
До 25 вызовов в сутки
В оперативно-криминалистическом отделении Юго-Восточного отдела полиции работают семь специалистов под руководством майора Баян Кенжебаевой. Скучать им не приходится, на подведомственной территории проживают десятки тысяч людей. Некоторые из них, к сожалению, не хотят жить в ладах с законом, ведут откровенно маргинальный образ жизни.
Как рассказывает майор Мергенов, криминалисты в составе следственно-оперативной группы заступают на дежурство на сутки. За это время иногда приходится отрабатывать по 20-25 вызовов.
– В буквальном смысле присесть некогда, чтобы ноги отдохнули, – говорит С. Мергенов. – Хорошо, если выпадет несколько свободных минут глубокой ночью, тогда удается поесть. К счастью, наш небольшой коллектив – очень дружный. Если необходима помощь, а это случается, когда, к примеру, предстоит обследовать большую площадь на месте преступления, то коллеги всегда откликнутся, приедут, даже если у них выходной день.
По его словам, наиболее распространенный вид преступлений, которые приходится расследовать, – это кража чужого имущества. При этом старшим группы на выезде всегда является следователь, он указывает криминалисту, с чего следует начинать. Если необходимо, то привлекаются полицейские кинологи.
– Работа криминалиста обычно начинается не в квартире с трупом, как это часто показывают в фильмах, а со двора, – рассказывает С. Мергенов. – Потом осматриваются подъезд и далее само место преступления. Обычно сначала определяется размер территории, на которой будут идти поиски улик, ее огораживают, фотографируют, и только потом мы приступаем к осмотру.
«Значит, дерзай!»
Сотрудники только двух полицейских подразделений носят камуфлированную форму. Причина – условия труда. По долгу службы им часто приходится бывать в грязных, замусоренных, окровавленных местах, иметь дело с трупами разной степени разложения и повреждения, и запачкаться в таких условиях проще простого.
В криминалистическом чемоданчике находится все необходимое для работы. Самое очевидное – магнитные порошки для обработки различных поверхностей для выявления отпечатков пальцев. Чтобы изъять дактилоскопические следы, у криминалиста имеются клейкие пластины и скотч.
Всегда под рукой медицинский быстрозастывающий гипс, деревянные палочки для придания жесткости гипсовым слепкам, различные контейнеры для хранения биологического материала: крови, запахов, потожировых следов, а также мелких предметов, оставленных преступником. На случай изъятия и упаковки предмета имеется шпагат с бумажными бирками, на которых делается сопроводительная надпись. Для съемки места преступления, положения вещей, тела в распоряжении полицейского фотоаппарат. С помощью специального пластилина изымаются фактурные следы взлома, распила, отжатия двери, чтобы при обнаружении орудия преступления провести сравнительный анализ.
– Сразу скажу, что в моей семье никто никогда не работал в правоохранительных структурах, – подчеркивает Серик Мергенов. – Как я выбирал профессию? Отчетливо помню, что всерьез о службе в полиции задумался, когда учился в 9 классе. Просто гулял в районе зоопарка. Увидел, как на пробежку выходит группа молодых людей в форме. И так мне понравилась их сплоченность и дисциплина, что я пришел домой и спросил у отца, какое образовательное учреждение там находится. Оказывается, Карагандинская академия МВД РК имени Б. Бейсенова. Отец спросил, хочу ли я стать полицейским? Получив утвердительный ответ, сказал: «Значит, дерзай!»
Мастерство криминалиста
После окончания вуза Серик Мергенов работал в Тельманском отделе полиции Бухаржырауского района, в УВД г. Караганды, сейчас – в Юго-Восточном отделе полиции. Общий стаж службы к настоящему времени – 18 лет.
Многое пришлось повидать, в том числе и не самые приятные для обычного гражданина вещи.
– Я понимаю, как важна и ответственна моя работа, – делится он. – От квалификации и профессионального мастерства криминалиста зависит, как быстро мы выйдем на след злоумышленника, который должен понести заслуженное по закону наказание.
За годы службы опытный криминалист отмечен рядом ведомственных наград и поощрениями. Есть хобби – физкультура, чтение книг, а еще коллеги замечают его проникновенный голос, часто просят спеть.
Кстати, помимо Дня казахстанской полиции (23 июня), у специалистов криминалистических служб есть профессиональный праздник, который приходится на 1 марта.
О сложности и напряженности их работы свидетельствует статистика. Всего за 12 месяцев прошлого года и нынешний январь работники оперативно-криминалистического отделения Юго-Восточного отдела полиции провели свыше 500 экспертиз, большинство из которых – дактилоскопические.
На криминалистический учет поставлено свыше 1600 человек, представляющих оперативный интерес. К слову, коллектив, о котором мы рассказываем, стал лучшим по итогам прошлого года в области.
Фархат КИНЖИТАЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО