Штрих-код против контрафакта

1157

Грядет обязательная цифровая маркировка обуви! Предпринимателям, чей бизнес связан с производством или реализацией этой продукции, напоминают, что новые правила начинают действовать с 1 ноября текущего года.

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК сообщают, что производители, импортеры и продавцы в розницу должны зарегистрироваться в системе маркировки, используя ЭЦП юридического лица или индивидуального предпринимателя. Среди обязательных данных необходимо указать лишь адрес электронной почты и номер телефона, все остальные данные генерируются с ЭЦП. Зарегистрироваться можно по ссылке: elk.prod.markirovka.ismet.kz.

При наличии штрих-кода упаковки (GTIN) производитель и импортер могут начать работу в системе, перейдя в раздел «Национальный каталог товаров» и заполнив данные о производителе в разделе «Субаккаунт». Зарегистрировать же товар можно в разделе «Потребительская упаковка». В случае если нет GTIN, им нужно вступить в Ассоциацию «GS1 Kazakhstan». Сделать это можно в самой системе в разделе «Взаимодействие с GS1». Следующим шагом становится заполнение сведений о товаре уже в Национальном каталоге.

Уже сейчас, не дожидаясь 1 ноября, можно на каждую единицу товара заказывать коды маркировки в разделе «Станция управления заказами», выгружать их в формате PDF или CSV, печатать на любом принтере и наносить на коробку, обувь или товарную этикетку.

Поясняется, что производители маркируют обувь на производстве до выставления ее на продажу, а импортеры — на заводе-изготовителе или на таможенных складах РК.

При возникновении дополнительных вопросов можно обратиться в круглосуточный контакт-центр по маркировке товаров: 8 800 080 65 65.

Напомним, с 1 ноября 2021 года вводится запрет на производство и импорт немаркированной обуви в Казахстане. При этом остатки немаркированной обуви можно будет продавать до 1 апреля 2022 года, после чего на прилавках должна быть только оцифрованная обувь.

Первоначально планировалось, что обязательная маркировка обуви будет введена в стране с 1 июля текущего года. Основной причиной ее появления называлась борьба с теневой экономикой и контрафактом. При этом многие предприниматели стали говорить, что подобные решения скажутся на стоимости обуви, поскольку маркировка каждой пары обуви и сопутствующие этому расходы — удовольствие не из дешевых. Кроме того, процедура увеличит сроки поставок товара и будет способствовать появлению разного рода фирм-«помогаек».

Тогда же в Центре развития цифровой экономики (ЦРЦЭ) заявили, что обувь дорожать не будет.

«Информация о том, что из-за маркировки обувь существенно подорожает, — это не так. Ситуацию заинтересованы раскачивать недобросовестные предприниматели, которые годами создавали теневой оборот», — прокомментировала ситуацию генеральный директор ЦРЦЭ Бикеш Курманова.

Было заявлено, что ЦРЦЭ успешно провел переговоры с 45 зарубежными заводами, работающими с Казахстаном. Стоимость услуг маркировки китайских заводов, откуда идет 61% казахстанского импорта обуви, составляет 70 тенге за одну пару. Турецкие заводы готовы делать это за 70-100 тенге. Самые дорогие услуги на итальянских заводах — порядка 300-400 тенге за пару обуви. И в среднем расходы, связанные с маркировкой, будут составлять 0,1-2,5% от стоимости одной пары обуви.

«Легальный бизнес прекрасно понимает, что маркировка — это самый эффективный путь к очищению рынка от нелегального товара и недобросовестных участников», — заявила Б. Курманова.

Оксана МЯГКИХ

(Продолжение темы читайте
в следующем номере газеты)