В ходе круглого стола в Карагандинском областном маслихате обсуждались январские события в Казахстане, которые затронули судьбы тысяч людей. Как отметила депутат Кадиша Оспанова, анализируя произошедшее, становится ясно, что работа с гражданским сектором, общественными объединениями в нашей стране была налажена недостаточно. Именно поэтому в настоящее время так важно обратить внимание на проблемы в социальной сфере.
Во встрече приняли участие заместитель акима области Абзал Нукенов, секретарь областного маслихата Серик Утешов, заместитель руководителя управления внутренней политики Бекболат Шортанбаев, представители неправительственных организаций региона, депутаты, журналисты и волонтеры.
В качестве наглядного примера проблем, существующих в сфере взаимодействия государства и НПО, Кадиша Оспанова привела результаты исследования «Гражданское общество на распутье», проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики. Проект был начат в июле 2011 года рядом зарубежных организаций: Ассоциацией развития сообществ (ЮАР), тренинговым центром для НКО EASUN (Танзания), Институтом коммуникаций и развития (Уругвай), Международным центром по обучению и исследованиям в сфере НПО INTRAK (Великобритания), Организацией по кооперации персонала в развивающихся странах (Нидерланды) и Обществом для исследований с участием в Азии (Индия).
Целью проекта являлось углубление знаний «об изменчивой природе гражданского общества и его потенциале». В долгосрочной перспективе проект ставил перед собой задачу выявить приоритетные направления укрепления и усиления некоммерческих организаций. На протяжении 18 месяцев партнеры работали с местными НПО и описывали историю и этапы гражданского общества Индии, Камбоджи, ЮАР, Зимбабве, Нидерландов, России, Ирландии и Великобритании. Необходимо отметить, что изучение гражданского общества Индии, Камбоджи, Индонезии, Малайзии, Уганды, Великобритании, Греции, Чили, Уругвая, Аргентины, Нидерландов и регионов Латинской Америки фокусировалось на определенной проблеме, которая способствовала мобилизации гражданского общества или общественного движения.
Найти общий язык
– В настоящее время проект уже завершен, и можно говорить о некоторых выводах, полученных путем сравнительного анализа кейс-стадий 18 стран. Итак, к чему удалось прийти. Первое – протесты населения являются результатом несоответствия ожиданий населения и действий властей. К причинам, порождающим массовое недовольство, относится быстрое распространение демократии и рынка в начале 1990-х годов, что породило у населения ожидание улучшения условий жизни, однако этого не произошло. Очевидная и постоянная концентрация власти и богатства в руках немногочисленной местной элиты также вызывает у граждан справедливое недовольство. Во многих случаях избранные демократическим способом представители населения не всегда действуют в интересах избирателей, остаются безразличными и не способными к действию, а государство не несет ответственности перед своими гражданами. И наконец, новые информационные и коммуникационные технологии существенно увеличивают поток информации, и, как следствие, растет уровень осведомленности и сплоченности граждан, – отметила Кадиша Базарбаевна.
Во-вторых, новые субъекты гражданского общества организованы иным способом, нежели некоммерческие организации (НКО), и придерживаются альтернативных ценностей включенности, участия и инноваций. К наиболее востребованным формам организации можно отнести использование социальных медиа для мобилизации ресурсов; добровольческие сообщества по всей стране, привлекающие волонтеров к новым видам деятельности на местном уровне. Другой аспект новых способов организации гражданского общества – возобновление культурных форм, таких как уличные театры, изобразительное искусство, песни, музыка, пародирование и другое. Широкое распространение также получил способ участия в общем деле «из дома». Например, подача интернет-петиций, электронные подписи в поддержку чего-то или кого-то и так далее, рассказала депутат.
– В-третьих, сотрудничество гражданского общества со «старыми» и «новыми» медиа расширяет и упорядочивает распространение идей и воздействий. Несмотря на то что сегодня широко используются новые средства информации, такие как электронные издания, блоги и другие, они тем не менее не вытесняют традиционные СМИ (телевидение, радио, газеты и журналы). Кроме того, существует большое количество независимых и частных телеканалов на национальных языках, что делает их более доступными для населения. Однако изменчивая природа СМИ такова, что, с одной стороны, они дают возможность выражать разные точки зрения, а с другой – могут носить негативный оттенок и распространять ложную информацию. Главная причина такой двойственной ситуации – изменяющаяся природа собственности, коммерциализация и ориентация на рынок в секторе медиа, – констатировала К. Оспанова.
По ее словам, четвертое наблюдение заключается в следующем – сокращение ресурсов изменяет роль гражданского общества и его отношения с государством и частным сектором. Сегодня перед формально организованными некоммерческими организациями стоит серьезный выбор ресурсного обеспечения. На тот сегмент гражданского общества, который организует свою работу при помощи волонтеров и на основе личных пожертвований, оказывается меньшее влияние. Однако другие вынуждены выбирать между оказанием услуг, профинансированным государством, или социальным предпринимательством (таким как микрофинансовая деятельность), или постепенным сокращением собственных бюджетов. Этот выбор и определяет функции и роли гражданского общества в современном мире. Еще один вывод исследователей – политическое пространство для гражданского общества и его отношения с политическим сообществом одновременно и расширяется, и сужается.
– Что это значит? Отношения между гражданским и политическим обществом зависят от того, какую роль играет гражданское общество в данном контексте. Это может быть конструктивное сотрудничество с политической системой при условии, что гражданское общество выполняет функции по оказанию социально значимых услуг. В некоторых странах оно дополняет роль государства, организуя и мобилизуя сообщество для обеспечения доступа к их правам. Главное тут – сохранить собственную независимость, а не отождествлять себя с государственным агентством или ведомством. Другая модель отношений – враждебность, когда гражданское общество является политической оппозицией, что уменьшает политическое пространство. Когда общественные движения мешают осуществлению властных полномочий, тогда политические лидеры воспринимают это как угрозу их положению и легитимности. Враждебность возрастает многократно, если представители гражданского общества спонсируются из-за рубежа, – подчеркнула депутат областного маслихата.
В исследовании было отмечено, что размывание границ между Севером и Югом требует переоценки ролей гражданского общества и перестройки их отношений внутри и между странами. К примеру, в Чили, Аргентине, Индии, Южной Африке и Индонезии большая часть усилий гражданского общества исторически была направлена на решение проблем внутри самой страны, однако сегодня эти страны играют значительную роль и на мировой арене. Тем не менее гражданское общество южных стран все еще не получает информации о том, что происходит в других обществах в результате проводимой их государством политики за рубежом.
– Оценка успеха инициатив гражданского общества может потребовать большего времени. Попытки оценить краткосрочные результаты могут быть иногда полезными, однако также необходима «общая» оценка в контексте макро- и долгосрочных тенденций общественного выбора на различных «распутьях». Исследователи сделали такой вывод: «Несмотря на то что финансирование некоммерческих организаций сокращается, гражданское общество по-прежнему будет участвовать в решении социальных проблем страны. Гражданская активность – это действительно вызов, и в изменяющихся условиях государству важно не потерять окончательно доверие населения», – заявила Кадиша Оспанова.
Большая ответственность
Своим мнением о новых способах и механизмах взаимодействия НПО и государства поделились заместитель руководителя управления внутренней политики Бекболат Шортанбаев, президент ассоциации «Гражданский Альянс Карагандинской области» Гульнар Курбанбаева, внештатный советник акима Караганды по защите прав детей и семьи, профессиональный медиатор Татьяна Савицкая, депутаты областного маслихата Айман Тукбаева, Кристина Шафикова, правозащитник Юрий Гусаков и другие.
По мнению участников круглого стола, эффективность государственного регулирования социально-экономических процессов в регионе во многом зависит от следующих факторов. В их числе – наличие объективной и достоверной информации о состоянии развития региона в СМИ и социальных сетях; оперативное и неформальное решение государственными органами жалоб и обращений граждан; максимально широкое вовлечение гражданского сектора в обсуждение и последующее принятие решений государственными органами мер по разрешению проблемных вопросов; поддержка неправительственных организаций для осуществления работы среди различных социальных групп населения, а также проведение общественного мониторинга реализуемых в регионе программ республиканского и регионального уровней.
Для обеспечения объективной и достоверной информации о состоянии развития региона в СМИ и социальных сетях было предложено проводить более активную работу с журналистами и блогерами – они должны ежемесячно получать краткий сводный аналитический материал об итогах работы госорганов. Для этого необходимо размещать специальный госзаказ с обязательным последующим общественным мониторингом. Предусмотрено проведение дискуссий в формате ток-шоу на ТВ и в интернете.
В свою очередь для достижения оперативности и неформального решения государственными органами жалоб и обращений граждан предлагается регулярно размещать на веб-ресурсе областного акимата результаты их рассмотрения либо выпускать ежемесячный бюллетень. Во всех без исключения госорганах создать экспертные советы с участием НПО, представителей партий, профсоюзов, науки, бизнеса. На областном уровне рассмотреть возможность создания социально-аналитического центра, который будет вести исследовательскую работу по состоянию социальной ситуации в регионе и выработке рекомендаций для государственных органов.
В качестве мер непосредственной поддержки неправительственных организаций предлагается обновить составы советов по взаимодействию с НПО при акиматах области, городов и районов на основе предложений от самих НПО. А также пересмотреть планы государственного социального заказа на 2022 год с учетом реальных потребностей региона, нужд населения.
– Наверное, никто сейчас не может подвергнуть сомнению тот тезис, что роль институтов гражданского общества сегодня высока как никогда. Последние события накладывают на всех нас огромную ответственность, представители государственных органов, чиновники, должны осознавать и понимать новые условия, которые сложились в стране. И в этом отношении мы должны адекватно, соразмерно подходить к взаимодействию друг с другом, создавать партнерские отношения с НПО. Наступают очень непростые времена, но при этом я считаю, что мы вышли на новый уровень развития. Мы должны принять этот вызов, причем достойно, – заключил заместитель главы региона Абзал Нукенов.
В свою очередь секретарь областного маслихата Серик Утешов подчеркнул, что необходимо тщательно систематизировать все поступившие предложения, а также выработать эффективный механизм их реализации. «Мы должны видеть результаты нашей работы. При этом не нужно думать – вот мой участок, вот твой. Это общая ответственность», – отметил он.
Фархат КИНЖИТАЕВ