С понедельника – новая жизнь. Именно так в этом году «обувной мир» нашей страны встретит первый день ноября. Отныне на коробку с каждой парой должен быть нанесен штрих-код, который содержит данные о характеристиках и происхождении товара. Власти уверяют, что так они оградят потребителя от подделок, а бизнес получит выгоду в виде ускорения логистических процессов, приемки, хранения и сбыта товаров. Однако у самих продавцов и покупателей на этот счет совсем другое мнение.
Проблемные вопросы нововведения, его целесообразность, ответственность сторон и прочее стали главной темой видеоконференции, участниками которой стали представители уполномоченных органов, предприниматели и потребители.
Паспорт товара
Маркировка обуви представляет собою нанесение штрих-кода с полной информацией о товаре – условно говоря, его «удостоверение личности» с фотографиями и прочими данными. Для этого продавцу необходимо заводить электронную карточку для каждой пары. Но предприниматели сетуют на то, что в свободном доступе нет никаких инструкций по их упрощенному введению. Также просят у единого оператора, коим выступает АО «Казахтелеком», создать элементарную презентацию, где будет подробно разъяснено, как пользоваться специальной программой – куда нажать, куда зайти и так далее.
Однако представители оператора в ходе встречи заверили присутствующих, что таковые имеются.
– Пользовательские инструкции имеются на специализированном сайте в различных форматах: видео, текст, памятки, техническая документация и прочее, – сообщили представители «Казахтелекома».
Интересует предпринимателей и то, почему не предусмотрена единая маркировка. Например, обувь идет из Беларуси. Она уже промаркирована. Если была бы создана единая база, то переклеивать штрих-коды по второму кругу на казахстанские не пришлось бы. На наш рынок товар заходил бы уже без проволочек. Бизнесмены поставили на этом моменте особый акцент, так как считают, что это будет очень удобно.
Представители областного департамента госдоходов в свою очередь пояснили, что, вероятно, так и будет – товар будет реализовываться по взаимному признанию.
Говорили предприниматели и о том, что необходимо максимально упростить процесс. Например, сынтегрировать маркировку с таможенной программой. То есть обувь поступает на таможню, брокеры заполняют декларацию, «вбивают» товар. При этом сразу формируют и распечатывают коды, вкладывают их вместе с остальными документами в конверт и отправляют реализатору, чтобы он имел возможность спокойно наклеить их в магазине. А стоимость распечатки включали бы в таможенные пошлины.
Представители управления таможенного администрирования в свою очередь пояснили, что данная маркировка может производиться как до ввоза товара в страну, так и на ее территории, но только на таможенном складе.
Станет ли обувь дороже?
Главной темой для обсуждения стал вопрос удорожания стоимости обуви для конечного потребителя. Бизнесмены объясняли, что маркировка несет за собой дополнительные затраты, которые в итоге лягут на плечи покупателя. Цена на товар вырастет в разы. По мнению реализаторов, удорожание составит от 20 до 40%.
Представитель одной из крупных торговых сетей, которая занимается реализацией обуви, рассказал, что они возят обувь из России. И первые затраты, с которыми они столкнулись, – доработка системы, которая будет им стоить порядка трех миллионов тенге.
– Плюс российский склад за каждую маркированную пару
обуви будет брать порядка 6 рублей (около 36 тенге). И это не считая цены на оборудование – принтеры для печати, ленты и прочее. Затем их амортизация и обслуживание. В целом мы потратим порядка 5-6 миллионов тенге. Из-за этого придется поднять стоимость обуви процентов на 20, – озвучил он примерные расчеты.
Но представители госорганов заявили, что никто не обязывает их работать именно с этим складом, где будут брать по 6 рублей за маркировку каждой пары.
– Это ваша логистика, ваши внутренние процессы. Нельзя навязывать это на отрасль в целом и говорить о том, что все будет идентично, – отрезали фискалы.
Высказывали свое мнение и простые потребители. По их словам, данное нововведение им тоже не по душе:
– Это – очередное повышение цен. Дайте людям пережить пандемию! Лично мне все равно, маркирован товар или нет: я приду в магазин, спрошу у продавца, и если мне надо, куплю обувь из кожи, нет – из кожзама. Это не только мое субъективное мнение. Вы же делаете все для народа, вот давайте у него и спросим, – обратилась к властям одна из присутствующих на встрече.
Поддержала ее и импортер и реализатор обуви:
– Мы открыто говорим о последствиях – это повышение цен на 30-40%. В период, когда народ из-за пандемии потерял доходы, вырастут цены еще и на обувь. Кроме того, пострадает малый и средний бизнес – розницу просто «вышибут» с этого рынка. Останутся только крупные игроки, которые могут позволить себе такие затраты. И будет дорогая обувь. А ведь она является товаром первой необходимости, – считает предприниматель.
Однако у представителей госорганов на этот счет другое мнение:
– Не вводите людей в заблуждение и не пугайте их. Откуда вы берете такие цифры? Как складывается ваша математика? Ведь ни один зарубежный производитель не говорит об увеличении своих услуг. А стоимость маркировки, которая не превысит 50-60 тенге за пару, никак не складывается в такие суммы, как 30-40%.
Но бизнесмены приводили в качестве примера опыт России и Беларуси, в которых уже введена маркировка и в среднем по отрасли цены выросли как раз на 20-30%:
– Еще мы будем вынуждены нанимать дополнительный персонал, чтобы производить маркировку – распаковать каждую коробку, приклеить марку и так далее. Это ручной труд, он самый дорогой. Никто за 50 тысяч тенге в месяц не будет сутками «вбивать» товар. Либо он должен быть маркирован на фабрике. Но если производители возьмут на себя эти обязательства, то включат их в стоимость. И даже если это будут делать сотрудники на таможенном складе, то мы все равно должны платить за это. Бесплатно это делать никто не будет. В России маркировка привела к возникновению целой отрасли «помогаек» – компании «Честный знак» и иже с ними. Так будет и у нас. Нам уже поступают звонки от аналогичной фирмы, предлагающей услуги маркировки. Говорят: «Мы можем для вас вести учет, программу, «вбивать» товар, выписывать и клеить коды и прочее». И вы думаете, они будут работать за три копейки? Нет. Итог – удорожание обуви.
Деликатная тема
Беспокоятся бизнесмены и о сохранении коммерческой тайны:
– Каждый продавец бережет своего поставщика как зеницу ока. А маркировка выдает все данные о нем, всю коммерческую тайну с потрохами. Ведь любой сможет взять коробку с маркой, прочитать информацию и получить сведения о том, где это производится.
Предпринимателей заверили, что статистику они не предоставляют никому, кроме ДГД. А еще единый оператор проходит сертификацию на информационную безопасность и другие процедуры в рамках действующего законодательства.
Прослеживаться же наличие маркировки будет при ввозе обуви и таможенной очистке. Если ее не будет, то товар не выпустят в свободную торговлю. О проверках торговых точек речь пока не идет, так как на них еще действует мораторий. Ну и ответственность предпринимателя за отсутствие штрих-кодов на обуви еще не определена – в Кодексе об административных правонарушениях еще нет статьи и нормы по привлечению.
Наталья ФОМИНА
Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО