Как проходит социализация особенных детей
Внимание на этом акцентировал аким области Женис Касымбек, который во время встречи с родителями, руководителями управлений, акимами городов и районов обсудил доступность образования, медицинской помощи и занятий физкультурой.
В ходе встречи было определено открыть 1 сентября центр для детей с аутизмом. Еще одним новшеством стало создание производственных 10 классов для выпускников, которые не могут продолжить обучение в колледжах. В настоящее время в них обновлено оборудование для аграрного, швейного и слесарного обучения.
«Продолжается подготовка специалистов для работы с особенными детьми. В мае дополнительное обучение пройдут более 600 педагогов и 60 родителей. Начнутся онлайн-курсы Российской академии по адаптивной физической культуре. Их посетят 10 тренеров. В результате у еще 80 детей с аутизмом появится возможность учиться плаванию.
Управление культуры ежегодно старается подготовить свои учреждения для доступа детей с особыми потребностями. В этом году будут адаптированы Дом культуры глухих и три музея в регионе», – сообщает пресс-служба акимата области.
Одним из самых актуальных вопросов у родителей является отсутствие информации о реабилитационных центрах, но, как отметили в управлении здравоохранения, все сведения есть в свободном доступе.
Расширен перечень лиц, которые смогут пользоваться услугами инватакси. В Караганде в ближайшее время специальный транспорт станет доступен детям с аутизмом. Наша газета не раз писала о том, что количество таких несовершеннолетних растет с каждым годом. Как признаются родители, вопросов, требующих решения для социализации несовершеннолетних с РАС, еще немало.
– Зачастую мы сталкиваемся с тем, что ребенок не всегда может посещать инклюзивные классы, потому что там не хватает тьюторов. Не всегда бывает достаточной работа коррекционных центров, ведь там зачастую отсутствует комплексный подход к решению многих вопросов, среди которых самые главные – это принятие родителями диагноза детей и в первую очередь социализация самих взрослых, – отмечает соучредитель ОФ «AQYLSANA», член Общественного совета Карагандинской области Гульнар Жаксыбаева.
Вместе с коллегами она решила разработать единую программу, в которую входят АВА-терапия, сенсорная интеграция, лечебная физическая культура, занятия по Монтессори и другие специальные методики для выявления и преодоления нарушения речи, развития всех высших психических функций ребенка.
Также фонд намерен сопровождать семьи детей с ментальными нарушениями. Для этого специалисты выпустили программу «Счастливое родительство», где со взрослыми работают психологи, коучи и тренеры, которые учат их регулировать собственное психологическое и эмоциональное состояние, выстраивать эффективные коммуникации с ребенком, с обществом. Работа с родителями будет проводиться как индивидуально, так и в группах.
Вопрос социализации особенных детей актуален не только в нашем регионе, но и в целом по республике.
Как сообщил во время выступления на конференции по проблемам аутизма министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, в скором времени будет утверждена отдельная Дорожная карта по РАС.
Он также рассказал о создании единого портала, где родители смогут найти всю необходимую информацию о ресурсных или коррекционных центрах, а также специалистов, работающих с детьми-аутистами.
В настоящее время по республике действуют 211 кабинетов психолого-педагогической коррекции и 14 реабилитационных центров. Разработаны отечественные специальные развивающие программы для детей с аутизмом, получают помощь около двух тысяч маленьких казахстанцев с РАС.
Самал АХМЕТОВА