В городе металлургов написали петицию на имя Главы государства с требованием сохранить трамваи. С 18 января 2023 года вагоны прекратили курсировать по маршруту, а линии электропередач начали демонтировать.
Жители Темиртау всерьез обеспокоены судьбой трамвайного парка. Ранее официальные лица заявили, что приостановка движения вагонов – временная мера и будет продолжаться до завершения аудита и разработки проекта.
– В настоящее время проводится техническое обследование трамвайного парка. Оно включает в себя обследование всей инфраструктуры, подвижного состава, рельсового хозяйства и контактной сети. Также будут обследованы здания и сооружения депо. Далее будет принято решение о передаче данного объекта на баланс акимата города, – сообщили в ТОО «ТАА», дочернем предприятии «АрселорМиттал Темиртау».
Знаем мы «это временно»
Обследование проводит организация «Промэкспо-T». Работа должна быть завершена весной. Тем не менее жители города уверены: ничто так не постоянно, как временное. 28 марта активисты опубликовали в Интернете петицию, адресованную Президенту страны.
«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Обращаются к вам жители города Темиртау Карагандинской области. Нашему городу необходимы трамваи, автобусов порой не дождаться, особенно вечером. Промышленный город Темиртау имеет очень загрязненную экологию. Выбросы с промышленных предприятий и выхлопные газы ежедневно загрязняют окружающую среду. И поэтому такой экологически чистый общественный транспорт, как трамвай, не должен прекратить свое существование в нашем городе. Большинство людей поддерживают этот вид транспорта и переживают за судьбу трамвайного парка. Горожане считают, что исчезновение вагонов с линии может стать началом конца. Знаем мы это временно…», пишут активисты.
Если бесплатно, то для всех
Трамваи многие считают визитной карточкой Темиртау, да и автобусного маршрута, который бы дублировал трамвайный, в городе нет. Это создает большие сложности для жителей. С 1 февраля для работников компании, дочерних предприятий и ветеранов комбината руководство АО «АрселорМиттал Темиртау» выделило специальные автобусы. Проезд в них был бесплатный, но пользоваться транспортом могли только вышеперечисленные категории. После множества жалоб и обращений от горожан в социальных сетях голос народа был услышан, и с 17 февраля проехать в автобусе по маршруту трамвая № 4 могли все горожане, причем совершенно бесплатно.
Подумать об экологии
Трамвайный парк в Темиртау начал свою работу в далеком 1959 году и на протяжении многих лет предоставлял удобный способ транспортировки горожан, ведь он обслуживал четыре маршрута. Однако с 2005-го по 2013 годы число направлений постепенно сокращалось, и в конечном итоге остался только один маршрут № 4, который также был приостановлен в этом году. Организаторы петиции отмечают, что трамвай имеет гораздо большую вместимость, чем автобус, и что увеличение числа автобусов на дорогах еще больше ухудшит и без того тяжелую экологическую обстановку.
«К тому же более 150 сотрудников останутся без работы и вынуждены будут трудоустраиваться не по профессии. А это возрастные работники и не факт, что смогут найти работу. На основании вышеизложенного мы, жители Темиртау, против закрытия трамвайного парка. Требуем взять трамвайный парк на баланс города и восстановить достопримечательность нашего города», – резюмируется в петиции.
Сохранить любой ценой
Что же город? Акимат в этом вопросе имеет твердую позицию: не дать трампарку кануть в Лету.
– Наше видение однозначно – трамвайный парк и этот вид транспорта в городе сохранить, – говорит аким Темиртау Ораз Таурбеков. – Каким образом – это уже второй момент. Но здесь есть несколько факторов. Первое – мы до сих пор не понимаем объем работ, нет проектного решения, за счет чего восстановить. Понятно, что сейчас экономика этого предприятия полностью подконтрольна нашему градообразующему предприятию. Мы по договоренности с ними примем в коммунальную собственность только после того, как нам дадут проектное решение по его реконструкции. Туда должна войти электрическая часть, железнодорожное полотно и обновление трамвайного парка. В зависимости от стоимости этого проекта будет выработано общее решение, какое участие в этом вопросе примет АМТ, а какое – город.
На сегодняшний день в Казахстане трамвайное сообщение сохранялось в трех городах – Павлодаре, Усть-Каменогорске и Темиртау. В сентябре 2022 года в ходе встречи с общественностью в Павлодаре Президент Касым-Жомарт Токаев поручил развивать трамвайную систему как экологический вид транспорта. Глава государства отметил, что его нужно сохранить и развивать.
В Павлодаре думают не только об обновлении подвижного состава, но и строят планы на расширение и прокладку новых маршрутов. В Темиртау же продолжают собирать подписи. На 4 апреля петиция на сайте avaaz.org уже собрала более 650 голосов. Люди не теряют надежды, что их мнение будет услышано.
Сергей БАДАНИН
г. Темиртау