День, когда жители областного центра остались без кондукторов на автобусных маршрутах автопарка № 3, запомнят надолго. Для многих поездки в общественном транспорте оказались настоящим испытанием на честность.
Ранние заявления чиновников от транспорта по поводу того, что пассажироперевозчики пока не собираются отказываться от услуг сотрудников, обилечивающих за проезд в общественном транспорте, оказались преждевременными. Они заверяли, что как минимум месяц должен пройти, прежде чем с кондукторами будут расторгнуты договоры.
Напомним, с введением дифференцированного тарифа власти Караганды хотели оценить эффективность новой электронной системы оплаты, проверить, как транспортные карты приживутся среди населения, а заодно и посчитать, не переплачивают ли они частным компаниям.
Второго ноября неожиданно для большинства пассажиров автопарк № 3 решил не выводить на линию 150 кондукторов. Надо отметить, что у этого частного перевозчика самый крупный заказ в городе, его объемы составляют 70 процентов от всего пассажиропотока. В Караганде услуги по перевозкам общественным транспортом оказывают еще пять компаний. Там пока не увольняли своих сотрудников.
Сам себе кондуктор
Говорить о том, что жители густонаселенных районов Караганды пережили шок, наверное, не стоит. В стрессе оказались и водители маршрутов, так как на них свалились дополнительные обязательства по сбору платы за проезд и поддерживанию порядка в салоне.
Первыми своими впечатлениями от «веселых» поездок стали делиться ранние пассажиры, едва уместившиеся на подножках транспорта, вышедшего утром в рейс. Жители Майкудука в красках описали свои приключения в социальных сетях.
Мнения были разные, чаще они отличались полярностью позиций. Одни считали, что людей еще рано призывать к самостоятельности принятия решения оплачивать проезд понравившимся способом, другие, наоборот, утверждали, что в любой ситуации надо быть порядочным человеком.
Своими впечатлениями поделился и один из водителей автопарка № 3, который активно выкладывает в сторис Instagram свои видео. По словам Айдоса Аринова, сделав первый круг, наличным расчетом он получил всего 600 тенге. А ведь многократно просил людей передавать ему деньги, если нет возможности произвести оплату в электронном формате.
Он отметил, что только один человек сам подошел к нему, троих заставили контролеры. Через некоторое время сознательность проявили еще несколько пассажиров, тогда как ранее за ту же поездку выдавалось как минимум 15-20 билетов. Не выдержав такого отношения, он остановил автобус и лично вышел в салон, чтобы принять оплату, предварительно громко об этом объявив. К середине дня на платежном терминале он продемонстрировал свои достижения, на табло высветилось число 31. Ну, неплохо для начала, хотя могло быть и больше.
«Зайцев» начнут штрафовать
По наблюдению пассажиров, чаще призывами приложить карту к валидатору либо обратиться к водителю пренебрегали люди старшего поколения, реже — молодежь. Вероятно, одни экономили или просто ленились пробираться сквозь толпу людей, другие надеялись на авось, делали погромче звук в телефоне и надевали наушники.
Надо признать, что контрольно-ревизионный патруль был нечастым гостем в направлении Майкудук — город. Зато жители Юго-Востока в полной мере оценили труд людей, проверяющих оплату. Они просили предъявить доказательства чуть ли не через каждую остановку.
Стоит отметить, что те, кто вел контроль на линии, были весьма обходительными и вежливыми, просили набраться терпения и не убирать далеко проездные карты. Безбилетных пока никто не штрафует, хотя на линии проводятся совместные рейды с представителями правоохранительных органов.
В отделе пассажирского транспорта отметили, что надеются на порядочность людей, ставя в пример Алматы и Астану, где давно нет кондукторов в автобусах. Однако там подчеркнули: чтобы добиться такого результата, как в мегаполисах, в Караганде планируют увеличить количество транспорта на линии, выровнять график движения и сократить интервал за счет поступления новых единиц техники.
В самом автопарке № 3 ситуацию никак не прокомментировали. Дабы ее прояснить, директору Артуру Григоряну направлялись вопросы. Но ответа мы не получили. Благо, исчерпывающий ответ предоставили в пресс-службе акимата Караганды.
— До введения дифференцированного тарифа руководством автопарка № 3 с кондукторским составом проводились разъяснения о новой схеме работы городского пассажирского транспорта, — сказала Асель Садвакасова. — В автопарке на городских маршрутах работали 150 кондукторов, 50 из них были переквалифицированы в контрольно-ревизионный состав и остались работать на предприятии. Часть сотрудников были переведены на межгородские маршруты. Тем, кто не вошел в их число, предложили трудоустроиться в ONAY!, где на сегодняшний день требуются 35 контролеров. Также эти люди могут обратиться в центр занятости населения.
В филиале ТОО «Транспортный холдинг Алматы» пока затруднились ответить, сколько сотрудников к ним устроились из автопарка № 3. По словам Георгия Когая, ежедневно к ним в отдел кадров обращаются несколько человек, за редким исключением 5-10.
— Сейчас в нашей контрольно-ревизионной службе работают 25 человек, а по штату положено 60, — пояснил он. — Прежде чем человека примем в свои ряды, отправляем на двухдневную стажировку. После соискатель сдает экзамен. Его оценивают по нескольким критериям, и главный из них — стрессоустойчивость. И после того как он успешно пройдет все испытания и примет озвученные условия, заключаем с ним договор. Как правило, из 10 соискателей трудоустраиваются трое.
Между тем руководитель отдела занятости и социальных программ Жанай Искаков пояснил, что автопарк № 3 не подавал уведомление о сокращении штата. На данный момент в ЦЗН имеется 2,5 тысячи вакансий. Людей обещают трудоустроить, причем не имеет значения наличие образования, квалификации и стажа работы.
Также соискателям могут предоставить возможность пройти переобучение либо отучиться на курсах предпринимательского дела и выиграть грант. Однако в течение нескольких дней никто из бывших кондукторов автопарка № 3 в поисках работы к ним еще не обращался.
Светлана СБРОДОВА
Фото Александра Марченко