7 C
Алматы
Пятница, 29 марта, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиВ Караганде реализовано свыше 250 тысяч проездных карт, из которых 115 тысяч...

В Караганде реализовано свыше 250 тысяч проездных карт, из которых 115 тысяч – льготные

С введением дифференцированного тарифа во внутригородском общественном транспорте власти Караганды надеются навести порядок в сфере пассажироперевозок и узнать реальную потребность в субсидиях автопарков. Удастся ли им этого добиться – покажет время. Пока ситуация больше напоминает саботаж как со стороны услугодателя, так и населения.

Долгая дорога в дюнах

Про внедрение электронного обилечивания в областном центре можно снимать сериал. Он станет популярным, потому что каждый там увидит себя.

Лихо закручивать сюжет чиновники начали еще семь лет назад при прежнем градоначальнике. Тогда было решено навести порядок с общественным транспортом, и власти пообещали водрузить перевозки населения в цивилизованные рамки.

Сначала планировалось поручить реализацию этих планов одной из корейских компаний, которая была готова инвестировать средства в «умную» систему. Все нюансы обговорили, договор заключили и даже трехсторонний меморандум подписали. Им пришлось повозиться, так как автобусы и маршрутки, куда монтировалось электронное оборудование, были изрядно изношены.

В какой-то момент работа застопорилась. Тогда организаторы не называли точную причину, сославшись на непредвиденные обстоятельства, возникшие у иностранного партнера. Позднее, когда тот вновь включился в процесс, вмешались пандемия и повсеместные локдауны. В областном центре не стали усугублять ситуацию и согласились с тем, что сроки внедрения электронного обилечивания необходимо перенести.

Кроме того, тогда в заложниках оказались и пассажироперевозчики, в одночасье потерявшие доход, так как многих карагандинцев отправили на дистанционку и в бессрочные отпуска. Некоторые транспортные компании были вынуждены распустить штат, распродать имущество и объявить себя банкротом. Те, кто выжил на этом рынке, потребовали добавки в виде субсидий.

Оправдывая свои запросы тем, что компенсаций, которые им платили из местной казны, не хватает на покрытие убытков. Чуть позднее они стали явно демонстрировать свое плачевное состояние. Все тяготы в полной мере испытали на себе пассажиры. От безысходности они были вынуждены штурмовать оказавшийся на линии общественный транспорт, который стал появляться значительно реже, чем запланировано по графику.

Поехали с огрехами

Выдержав шквал негодования, местная власть села за стол переговоров с пассажироперевозчиками, заранее согласившись на их условия. Отчасти такое решение было принято потому, что никто не хотел допускать транспортного хаоса. Через некоторое время, когда создалось впечатление, что иностранный партнер готов к внедрению электронной системы оплаты проезда, на официальном уровне заявили: извините, вышли сроки. А ведь в пилотном режиме некоторые жители уже успели оценить преимущества оплаты через валидатор.

Спустя несколько месяцев эту нишу занял транспортный холдинг Алматы, который на примере других городов предложил свою альтернативу в виде системы ONAY! Это предложение поддержали. В октябре прошлого года состоялась презентация в новом центре обслуживания, где подробно рассказали про возможности электронной системы и о введении дифференцированного тарифа.

Под занавес 2021-го железобетонно было решено, что жители областного центра и его гости должны научиться пользоваться транспортными картами. Появилась информация о том, что с января 2022 года планируют прекратить действие бумажных проездных, а также социальных билетов. А с февраля должны были начать принимать оплату только через терминал либо наличным расчетом.

Однако местные власти отказались от этих планов ввиду известных событий в стране. Но в апреле все же решили апробировать новую систему в тестовом режиме. После чего жизнь в центре обслуживания ONAY! закипела.

Карагандинцы постепенно стали привыкать к тому, что им все же придется пользоваться терминалами, как бы они ни сопротивлялись. Кому-то пришлось выстоять огромные очереди, чтобы обменять прежние транспортные карты на новый вариант, кто-то приобретал их в точках реализации, а для школьников организации образования делали спецзаказ.

Назревшие испытания

Когда официально разрешили вводить дифтариф на внутригородских маршрутах, ажиотажа избежать не удалось. В начале октября власти Караганды объявили о том, что на 15 октября назначен час икс. В тот же вечер многие соцсети подняли тему грядущих перемен, собрав аншлаг недовольных. Почему-то вдруг люди очнулись и стали интересоваться: где и какие карты приобретать и, вообще, почему заставляют это делать, когда им удобнее приобретать билет привычным способом?

Казалось бы, карагандинцам и гостям города дали достаточно времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью: пора входить в число городов, где электронная система оплаты проезда действует как часы. Ан нет. Всю ярость они выплеснули в минувшую субботу.

На разных маршрутах оказалось немало противников нововведения, которые то ли пытались привлечь к себе внимание, то ли действительно искренне не понимали, что от них требуется. В открытую конфронтацию с кондукторами и водителями мало кто решался вступать, но перепалок с транспортным персоналом избежать не удалось. Среди этой какофонии отыскались и резонные замечания.

В частности, на некоторых маршрутах была неисправна аппаратура, где-то не вышел кондуктор, и оплату за проезд требовалось произвести водителю, предварительно протиснувшись сквозь толпу недовольных пассажиров. Особенно яркие и запоминающиеся испытания пришлись на часы пик, когда в салоне автобусов невозможно было устоять на двух ногах. Буквально зажатыми в тиски оказались пассажиры малогабаритных маршруток.

Своими впечатлениями они щедро делились в социальных сетях, от переизбытка чувств переводя свое негодование в грубый формат.

Справедливости ради стоит отметить, что в числе популярных были вопросы, касающиеся проезда детей и пенсионеров, пользующихся электронной системой. С них почему-то взималась сумма в полном объеме – 80 тенге. Позднее выяснилось, что они пользовались QR-кодом, вместо того, чтобы приложить карту к терминалу. Оплата наличными в размере 150 тенге и выданный билет на 80 тоже не остались незамеченными. У некоторых кондукторов сдавали нервы. Зачастую они и сами хамили, переходя границы дозволенного. Но больше всех удивили некоторые водители, умудряющиеся во время движения автобуса не только щелкать семечки и разговаривать по телефону, но и вести переписку в мессенджерах.

В стесненных условиях

Выходные пережили. Однако в понедельник на линии вдруг резко уменьшилось количество общественного транспорта. В часы пик наблюдалась острая нехватка автобусов, особенно по направлению в Майкудук. Многие пассажиры были вынуждены идти на абордаж, дабы попасть в нужный салон и доехать до требуемой остановки. Те, кому посчастливилось оказаться в числе пассажиров, предположили, что автопарки тихо выражают свой протест против новой системы оплаты.

Свою точку зрения на этот счет выразил заведующий сектором пассажирского транспорта отдела КХ, ПТ и АД Караганды Асыл Тулеубаев. По его словам, на линии работает только 70 процентов требуемого общественного транспорта. И не потому, что не хотят, просто некому.

– В виду нехватки квалифицированного водительского состава выход автобусов не осуществляется в полном объеме, – рассказывает он. – В настоящее время ежедневно на городские и пригородные маршруты выезжает более 300 автобусов. Ведутся работы по корректировке расписания движения основных маршрутов без изменения количества транспорта. По направлению Майкудука добавлены дополнительные вечерние рейсы. Популярные маршруты №№ 5, 40, 43, 53, 56 и 118э у пассажиров пользуются большим спросом, соответственно, выпуск на линию осуществляется по максимуму. Данный вопрос находится на постоянном контроле.

По словам чиновника, чтобы выправить ситуацию, автопарки заключили договор на закуп 92 новых автобусов. Их поставка ожидается в конце года. За счет поступления планируется увеличить количество общественного транспорта. В 2023 году запланировано приобрести еще 100 машин. В текущем году, отмечает А. Тулеубаев, для покрытия убытков перевозчиков из бюджета выплачено 5,4 миллиарда тенге. Всего на эти цели до конца декабря выделено 6,9 млрд тенге. Тогда как потребность по заявкам автопарков составляет порядка 14 млрд.

Предварительные выводы сделали и в КОФ ТОО «Транспортный холдинг Алматы». Как отметил его директор Георгий Когай, они сильно не ощутили волнений среди населения.

– Внедрение дифференцированного тарифа в Караганде проходит достаточно спокойно по сравнению с другими городами, – сказал он. – Мы мониторим социальные сети, наши сотрудники дают исчерпывающие ответы на вопросы. В том числе новости публикуются и на нашем сайте, где дается полная информация по приобретению транспортных карт «Единая», «Социальная», «Пенсионер» и «Дети: 7-15 лет». Признаем, что как только объявили об окончательном переходе на новую систему оплаты, в пунктах реализации наблюдался небольшой ажиотаж. У контрагентов не оказалось достаточного количества карт. Но проблему удалось решить сравнительно быстро и довезти дополнительно около 75 тысяч штук. Всего в регионе имеется около 80 точек продаж, в том числе и в городах-спутниках. Это сделано для того, чтобы те, кто приезжает в областной центр, не были ущемлены в правах и могли пользоваться электронной системой оплаты в общественном транспорте.

Что касается разночтения билета, приобретаемого наличным расчетом, когда пассажир платит 150 тенге, а получает распечатку на 80, то это, оказывается, программный сбой. Именно на эту причину сослался Георгий Когай. По его словам, в мобильные транспортные терминалы своевременно не подкачали информацию, которая хранится на сервере. И то, что выдается билет на такую сумму, вопрос вне компетенции кондуктора. По этому поводу пассажиров просят набраться терпения и подождать, когда все наладится.

Своевременность оплаты проезда пассажиров проверяет контрольно-ревизионная служба ONAY! На линии ежедневно работают 16 человек. Пока безбилетных не штрафуют, а ведут с ними разговоры разъяснительного характера, акцентируя внимание на том, что в следующий раз «зайцу» грозит штраф в размере 2 МРП. В дальнейшем планируется проводить совместные рейды с местной полицейской службой и исполнительными органами. И тогда пойманным врасплох уже не удастся отвертеться беседами.

Внутренняя проверка имеется и у самого крупного автопарка города. Остальные перевозчики пока не обзавелись подобным персоналом. Возможно, их станет больше, когда надобность в кондукторах отпадет. Но это будет не раньше декабря. Именно к этому времени в отделе коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Караганды предполагают добиться 90-процентной доли безналичного платежа.

Как дальше будут складываться отношения автопарков и местных исполнительных органов, станет известно только к концу следующего месяца. К этому времени обещают сделать предварительные выводы и подсчитать реальный пассажиропоток. Интересно, смогут ли и дальше частные перевозчики диктовать свои условия?

Светлана Сбродова

Фото
Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В Карагандинской области началось движение основных рек и их притоков

На сегодняшний день 60 % территории региона покрыто снегом, сообщает сайт акимата Карагандинской области. Аким области Ермаганбет Булекпаев и начальник ДЧС Мурат Катпанов осмотрели русла...

Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы потребителей финансовых услуг

Fingramota.kz представляет вашему вниманию ответы на актуальные вопросы казахстанцев по теме противодействия финансовым пирамидам и мошенничеству. Граждане могут получить консультации в Агентстве РК по регулированию...

Микрокредиты и макроответственность: как урегулировать кредитную задолженность

Что делать заемщику, если возникла ситуация, когда был пропущен очередной платеж по кредиту или в ближайшее время с трудом получается исполнять обязательства по договору...

Когда и за чей счет восстановят трамвайный парк в Темиртау?

Если новый инвестор Qarmet не сможет восстановить трамвайный парк в Темиртау, тогда местные власти найдут возможность перевести его в коммунальную собственность города. Как...

В Темиртау в зоне подтопления оказались дачные массивы «Черемушки» и «Алма»

Десятки частных угодий, а то и сотни уходят под воду. Видео с места ЧС активно разошлось по социальным сетям. На кадрах видно, как вышедшая...

Свыше 600 миллионов тенге было возмещено государству благодаря пресечению экономических преступлений в регионе

За обеспечение стабильности финансовой и экономической систем в нашей стране отвечает Агентство РК по финансовому мониторингу. Оно было создано всего три года назад -...

В Темиртау капитальный ремонт дороги начнут на проспекте Металлургов

Жителей города просят набраться терпения. Как только позволят погодные условия, подрядчик приступит к реализации самого масштабного проекта, который намерены завершить в течение нескольких лет. ...