В Караганде на линию выходит чуть больше половины общественного транспорта

505

В областном центре хотят смягчить условия получения водительских прав категории D и через диспетчерскую службу контролировать движение автобусов.

Общественный транспорт в Караганде

Как работает общественный транспорт в Караганде.Проблема общественного транспорта не теряет актуальности. Казалось бы, точку в этом вопросе должны были поставить давно. Сколько раз местные чиновники, особенно после замечаний главы региона, грозились навести порядок и призвать к ответственности пассажироперевозчиков. Однако жалобы карагандинцев не иссякают. И все они — как по шаблону.

На что жалуются карагандинцы?

Водители не соблюдают скоростной режим, резко тормозят, подолгу стоят на остановках, а когда пассажиры выходят, их поторапливают или заставляют выпрыгивать чуть ли не на ходу. В салонах часто забывают оповещать о предстоящих остановках — предполагается, что пассажир должен выучить их все назубок. И в расчет не берется тот факт, что общественным транспортом пользуется много иногородних. Лишь иногда «глашатаи» интересуются, есть ли желающие выйти. Но это делают исключительно из корыстных соображений, чтобы не прерывать движение. А стоит только кому-то «зазеваться» и пропустить столь ценную информацию, то на него тут же обрушиваются с критикой, нередко подкрепленной нецензурной бранью. К тому же кондукторы, собирая плату за проезд, зачастую не выдают билет и хамят. Причем для них не имеет значения, кого обругать — пожилого человека или ребенка.

В салонах грязь, духота, закупоренные с зимы форточки. А в некоторых автобусах особое изощрение — в жару включены печки. Бедные пассажиры вынуждены терпеть и обливаться потом, падать в обморок — лишь бы добраться до пункта назначения. К тому же существенно увеличился интервал движения у некоторых маршрутов. Людям приходится стоять на остановках по полчаса, а порой томиться в ожидании и по 50 минут.

А еще куда-то исчезли 31-й и 34-й маршруты. На линии их днем с огнем не сыщешь. Редким гостем на дорогах стал и общественный транспорт, курсирующий по другим направлениям. В их числе — №№ 7, 011, 33…

Уже очевидно, что Караганда все глубже погружается в транспортный хаос и никто почему-то не может найти управу на тех, кому доверили столь ответственную сферу, субсидируемую из бюджета. А ведь в текущем году из городской казны на эти цели выделено 5,4 миллиарда тенге.

Как комментируют ситуацию чиновники?

Сначала чиновники прикрывались тем, что из-за пандемии сократилось количество пассажироперевозчиков. О банкротстве объявили несколько владельцев мелких компаний. Было принято негласное решение беречь тех, кто еще остался в строю и обслуживает городские маршруты.

Когда речь заходила об ужесточении контроля и наказании для водителей, то владельцы автопарков и курирующий их отдел старались найти оправдания неадекватному поведению. И все потому, что в нынешних условиях найти профессиональных сотрудников, имеющих водительские права категории D, очень сложно. Поэтому вынуждены довольствоваться тем, что имеют, закрывая глаза на произвол обслуживающего персонала.

В отделе коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Караганды сложившуюся ситуацию прокомментировал завсектором ПТ Асыл Тулеубаев. По его словам, на сегодняшний день перевозку пассажиров в Караганде осуществляют шесть автобусных парков по 47 городским и восьми пригородным маршрутам.

— Ежедневный выход автобусов на линию составляет порядка 300 единиц, это 67-68 процентов от планового показателя, — уточняет Асыл Тулебаев. — Неполный выход транспорта на линию связан с нехваткой квалифицированного водительского состава категории D и изношенностью техники. Автопарками ведется работа по обновлению подвижного состава.

В 2019 году приобретено 80 автобусов, в 2021-м — 40. План на текущий год составляет 92 единицы. Первую партию в количестве 50 штук планируют получить в сентябре-октябре. Доставка оставшейся части ожидается зимой. Уже заключены договоры с производителем и оплачен аванс. Идет процесс оформления лизинга.

Новые автобусы намерены задействовать на маршрутах №№ 28, 31, 45, 145, 19, 70, 33 и др. Чтобы удержать водителей и привлечь сотрудников на имеющиеся вакансии, руководство автопарков с начала текущего года дважды повышало заработную плату в среднем на 15 процентов. Очередное изменение доходов в сторону увеличения планируется до конца года.

Как отметил А. Тулеубаев, все жалобы рассматриваются. Сотрудниками административной полиции совместно с акиматом регулярно проводятся встречи с руководством автобусных парков, где обсуждаются вопросы культуры обслуживания и соблюдения Правил дорожного движения.

— Также проводятся оперативно-профилактические мероприятия, где регулярно составляются протоколы об административных правонарушениях, — рассказывает завсектором пассажирского транспорта. — В настоящее время заинтересованными органами и общественными объединениями рассматривается вопрос о смягчении требований к водителям при получении водительского удостоверения категории D, что, безусловно, позитивно скажется на текущей ситуации.

Система «ONAY!» тоже в ожидании… 

Кстати, полное внедрение системы электронного билетирования «ONAY!» в общественном транспорте планируется после того, как в Министерстве юстиции РК будет одобрен дифференцированный тариф. Пока доля безналичных платежей составляет 60-65 процентов. Тогда как карты оплаты получили порядка 200 тысяч человек. По мнению завсектором ПТ, введение дифференцированного тарифа позволит обеспечить работу автобуса без кондуктора, чья работа сегодня вызывает больше всего нареканий.

Также в планах создать единую диспетчерскую службу мониторинга и управления движением городского транспорта. Предполагается, что специально обученные работники в режиме реального времени начнут мониторить движение всех автобусов, контролировать скоростной режим, соблюдение расписания и интервала движения.

Автор Светлана СБРОДОВА

Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО