В областном центре реализуется уникальный для Казахстана проект. Профориентационные курсы для школьников проводились весь учебный год на базе мастерских, которые были оснащены всем необходимым оборудованием.
Ранее в них регулярно проводились мастер-классы с волонтерами и стандартные занятия с педагогами. А вот системное профориентационное обучение с участием преподавателей из колледжей проводится впервые. Для столь длительного обучения компания выделила средства на все необходимое: продукты для кондитерских курсов, посуду для обучения сервировке, на ткани, нитки и интерактивную доску для швейной мастерской.
Увидеть трудовые будни юных специалистов нам удалось в ходе поездки по учебным заведениям, в которых воспитываются дети, обладающие особенными потребностями или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
– В Карагандинской области на сегодняшний день 14 788 детей с особыми образовательными потребностями, из них 2 475 – дети с инвалидностью. Ежегодно в области растет сеть специальных организаций образования, на сегодня их тридцать, – говорит Галина Абишева, главный специалист отдела дошкольного и общесреднего воспитания управления образования Карагандинской области. – За последние пять лет нашим управлением открыто пять специальных организаций образования. У нас в области впервые был открыт центр для детей с аутизмом. Мы стараемся создать для каждого ребенка условия во всех школах. Сейчас продолжаем открытие специальных классов для детей с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта. На следующий год запланировано создание безбарьерной среды на 80 объектах. Сейчас Министерством просвещения ведется работа по внедрению единицы индивидуального помощника для детей с инвалидностью. Управление образования в рамках партнерства тесно сотрудничает с благотворительными фондами. Они помогают нашим организациям в укреплении материально-технической базы, обучении педагогов, за что им огромная благодарность.
Разве плохо быть портнихой?
В Центре поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Таңшолпан» профориентационное обучение прошли девять девочек по курсу «Швейное дело». Его участницы с нуля научились кроить и шить. Маленькие детские ручки создают востребованные и добротные изделия: наволочки для подушек с аппликациями, прихватки, модные косметички, фартуки, шопперы, футболки со стильным принтом.
Урок, свидетелем которому мы стали, начинается с техники безопасности. Юные портнихи рассказывают о том, как правильно работать со швейными машинками и оверлоками. После чего сосредоточенно склоняются над заготовками будущих изделий, умело их обрабатывая.
– С нашими девочками два раза в неделю работал преподаватель. Вместе они начали с основ: как делать выкройку, какие швы бывают. Постепенно, от простого к сложному, за восемь месяцев они научились делать красивые, качественные и полезные в быту вещи. Все с удовольствием посещали занятия, старались, научились усидчивости, терпению. Мы очень гордимся ими, – рассказал Серик Амирханов, директор ЦПД «Таңшолпан».
Шедевры юных рестораторов
В Центре поддержки детей с особыми образовательными потребностями 27 подростков по своему желанию были распределены по двум образовательным направлениям: «Кондитерское дело» и «Ресторанное дело». Два раза в неделю с ними занимались преподаватели из Карагандинского колледжа питания и сервиса. С сентября по апрель они провели обучение по 21 теме и организовали шесть мастер-классов. Самое сложное блюдо, которое научились готовить ребята, – муссовые десерты, они непросто даются даже опытным кондитерам.
Оснащение учебных мастерских, где практикуются юные кондитеры и официанты, – выше всех похвал. Кабинеты оборудованы утонченной сервировкой и кухонными принадлежностями, которые встретишь не в каждом заведении общепита. Накрытые столы ничем не отличаются от ресторанных, а изящно сервируют их сами воспитанники. Из их рук выходят настоящие кулинарные шедевры: изысканные десерты, закуски, натуральный лимонад с мятой, радующие своим оформлением и неописуемые на вкус. Подростки прекрасно чувствуют себя в роли ресторанных работников, научившись всем навыкам высокого уровня обслуживания гостей.
Все ученики, прошедшие курс, получили сертификаты, подтверждающие их специализацию. А это – шаг к постоянному трудоустройству в выбранной сфере.
Техника в помощь слуху
Стоит отметить, что меценаты занимаются не только помощью в профориентации. Так, при поддержке компании «CUMMINS Казахстан» в специальной школе-интернате № 3 оборудован аудиокласс. Он помогает детям с 1 по 4 класс заниматься в полной слухоречевой среде. Фонд AYALA передал аудиоклассы в рамках проекта «Особым детям – особое внимание».
Этот проект помогает оснастить коррекционные школы-интернаты и кабинеты психолого-педагогической коррекции специальным оборудованием для улучшения у детей слуха, зрения, внимания, для помощи в развитии интеллекта.
Через пульт ученика в его слуховой аппарат или в наушники передается четкий и качественный звук микрофона преподавателя, микрофонов своего пульта и пультов всех других учеников в классе. Учитель свободно перемещается по классу благодаря радиомикрофону.
Урок начинается с чтения текста на мониторе. Занятие проходит в интерактивной форме. Детям показывают картинки с изображением людей разных профессий и предлагают подумать: кто из одноклассников в будущем мог бы работать по этой специальности и почему. Ученики наперебой рассказывают, кого из друзей они видят в роли швеи, художника, учителя, массажиста, робототехника. И детально обосновывают свое мнение. Все это проходит в интересной, непринужденной атмосфере, заметно, что дети испытывают самые лучшие эмоции.
Проект реализован благотворительным фондом AYALA при поддержке компании «CUMMINS Казахстан». Как говорят спонсоры проекта, быть лично вовлеченными в благотворительность – это ценности, которые поддерживает компания на глобальном уровне.
Лиэль СТЕПКИНА
Фото Жангелді ӘБДІҒАЛЫМОВА