back to top
-2.1 C
Алматы
Четверг, 26 декабря, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиУглехимия и бизнес — будущее Карагандинского региона

Углехимия и бизнес — будущее Карагандинского региона

Сложился устойчивый стереотип, что Карагандинская область – угольный и сталелитейный край. Однако за последние десять лет структура экономики претерпела колоссальные изменения. Сегодня это крупный центр, ядро агломерации с высокой долей торговли и услуг, где почти каждый второй работающий житель занят в сфере малого и среднего бизнеса.

Об этом и многом другом, в том числе о выполнении конкретных поручений Главы государства по улучшению качества жизни населения, рассказал столичным журналистам на брифинге в Службе центральных коммуникаций аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев.

Обрабатываем и производим

С начала года объем промышленного производства превысил 2,8 трлн тенге, из них 2,2 трлн принадлежат обрабатывающей промышленности. При этом особое место занимает крупнейшее в регионе предприятие – Qarmet. В прошлом году по поручению Главы государства сменился основной инвестор, и на предприятии началась модернизация. Увеличилось производство чугуна, алюминиевой брони и плоского проката с 12 до 21%. На момент передачи новому инвестору в работе было всего три шахты из восьми, в настоящее время восстановлена работа на семи предприятиях. Простаивает только шахта «Тентекская» в связи со строительством нового клетьевого ствола. Количество проходческих забоев увеличено с 11 до 45, что позволит обеспечить работу шахт на долгие годы. Также для безопасности работников внедрена система поиска и позиционирования на двух шахтах – «Казахстанской» и им. Кузембаева. До конца следующего года ее внедрение планируется на всех угольных предприятиях Qarmet.

– Успешный кейс в области индустриальной реновации – Сарань. Хочу отметить, что при поддержке Правительства город стал примером диверсификации экономики. Он исключен из перечня моногородов и впервые в истории стал генерировать значительные налоговые поступления. Сейчас уже 93,2% промышленного производства приходится на обрабатывающий сектор. В первую очередь это стало возможным благодаря развитию индустриальной зоны Saran, где в настоящее время реализуется девять проектов на 400 млрд тенге. Это производство стальных прямошовных труб ТОО «ТЭМПО-Казахстан», грузовых автомобилей ТОО «Saran Trucks», оцинкованных металлоизделий ТОО «Казахстанский завод горячего цинкования», теплоизоляционных материалов ТОО «Завод Техно-Караганда», заводы по производству труб ТОО «КарЗТФ» и электрокомпонентов для бытовой техники ТОО «OptimTech». Среди самых ярких – производство автомобильных шин, автобусов и бытовой техники. По поручению Президента этот опыт внедряется и в других моногородах нашей области – Темиртау, Балхаше, Шахтинске и Абае, – рассказал аким области.

Одним из ключевых факторов успеха стало привлечение инвестиций. С начала года в экономику области вложено 679,1 млрд тенге. На карте области появилось два новых предприятия, до конца года запустят еще восемь проектов, что создаст 2 600 рабочих мест. Регион одним из первых в стране снизил розничный налог до 2%, в результате количество индивидуальных предпринимателей выросло в 16 раз, а за 8 месяцев налоговые поступления от МСБ увеличились на 16%.

Помимо тяжелой индустрии, активно развивается и аграрный сектор. По объемам производства регион занимает седьмое место в республике. В этом году сельхозпроизводители Карагандинской области собрали рекордный урожай – 1 млн 300 тыс. тонн зерна, такого результата не было последние 13 лет. В целом в отрасли АПК до конца года реализуется 30 инвестиционных проектов на сумму более 23 млрд тенге. В рамках развития сел следует особо отметить проект «Ауыл аманаты». В области выдано 483 микрокредита на сумму 4,4 миллиарда тенге. Половина этих кредитов – на развитие животноводства, вторая половина – на финансирование бизнес-проектов сельских жителей. В результате создано 816 рабочих мест, а также более 60 сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Пример успешного использования этой поддержки – цех по производству кобыльего молока, созданный по немецкой технологии СПК «Saq NS», который производит 30 тонн кумыса в месяц. Отдельно также стоит отметить СПК «Мади-Агро 7»: создав сельскохозяйственный кооператив, только в прошлом году они поставили порядка 100 тонн мяса в Qarmet.

На перекрестке дорог

– Карагандинская область – это ключевой транспортно-логистический центр, соединяющий международные автомобильные и железнодорожные коридоры, что делает его удобной точкой для грузоперевозок и расширяет возможности для бизнеса и торговли. Так, в сентябре у нас открылась платформа – маркетплейс Teez. Она станет новой нишей для развития электронной торговли мощностью до 27 миллионов заказов в год на площадке складского терминала. Важными в этом направлении являются планы по модернизации аэропорта Караганды с превращением его в карго-терминал  мощностью 50 тысяч тонн грузов в год. На сегодняшний день аэропорт обслуживает коммерческие грузовые рейсы из Эквадора, Нидерландов, Бельгии и Юго-Восточной Азии. В перспективе планируется увеличить технические посадки воздушных судов по маршруту Китай – Европа – Китай. Реконструкция аэропорта Балхаша также идет полным ходом – работы увеличат его пропускную способность на 30% и расширят авиасообщение с другими регионами. Но развивать логистические услуги без должного внимания к автодорогам нельзя. В этом году по всей области мы отремонтировали 1 032 км дорог. Среди ключевых проектов – реконструкция автодороги Караганда – Балхаш. На сегодняшний день на всей протяженности дороги (363 км) завершена укладка верхнего слоя асфальта, сейчас идут работы по благоустройству. Провели средний ремонт 115 км автодороги Караганда – Каркаралинск. В следующем году ожидаем начала реконструкции республиканской дороги Караганда – Жезказган, – продолжил Ермаганбет Булекпаев.

Также глава региона рассказал, что в Караганде проблему дефицита тепловых мощностей решили с помощью строительства третьего тепловывода – это самый масштабный проект в ЖКХ за последние 30 лет. В этом году 1500 жителей из 14 сел будут обеспечены качественной питьевой водой, для 26 малых сел ведется установка блок-модулей. Продолжается работа по газификации частного сектора. Сети подведены к 7 621 дому, из них 3 573 уже подключены к газу.

Что касается социальной сферы, в этом году по области построено 14 новых медицинских объектов в сельской местности, до конца года планируется открыть еще 27, а в следующем – 51. Модернизируются две
межрайонные больницы в Темиртау и Балхаше. За два года медикам было выдано 236 квартир, а сумма подъемных увеличилась с 1,5 до 8,5 миллиона тенге. По программе «Комфортная школа» планируется построить 10 учебных заведений. Одно уже открыли, еще пять появятся до конца года. В колледжах начата кластеризация по восьми приоритетным направлениям подготовки.

Перспективные проекты

Далее Ермаганбет Булекпаев отвечал на вопросы журналистов. Сразу несколько изданий интересовались ситуацией с отоплением в Сарани.

– Мы завершили строительство центральной котельной. Как вы все знаете, во время пусконаладочных работ произошел сбой в подаче тепла – были технические неполадки с насосным оборудованием: оно не создавало нужные параметры давления, поэтому электроника отключалась. Мы приобрели новые насосы, сейчас тепло в дома жителей подается как от центральной, так и от резервных локальных котельных. На ЦТИ работают первый и второй котлы, они обеспечивают теплом 113 домов, на третьем и четвертом идут пусконаладочные работы. Будем постепенно увеличивать подключение домов к центральной котельной. Отмечу, что ее запуск позволяет обеспечить теплом, наряду с жилым массивом города, индустриальную зону Saran и микрорайон РТИ. Бывший аким города нес персональную ответственность за подготовку к отопительному сезону, так как на заседаниях штаба он докладывал, что все в порядке, поэтому понес наказание, – ответил глава региона.

Немало вопросов касалось нового инвестора Qarmet: чем в данное время занимается собственник и как работает над повышением безопасности на предприятиях? Ермаганбет Булекпаев пояснил, что предыдущий инвестор не вел на шахтах ни проходческих, ни других подготовительных работ. Поэтому сейчас новое руководство обращает большое внимание и на развитие, и на соблюдение безопасности.

– Они пригласили специальную международную организацию, провели технический аудит, выявили критические объекты, по которым сейчас работают, – и в стальном, и в угольном департаменте. К примеру, на комбинате нужно срочно заменить 50 тысяч квадратных метров кровли, и эта работа сейчас срочно ведется. Есть цеха, которые из-за нарушения правил промышленной безопасности полностью закрыты, и к ним нет доступа. Кроме того, собственник в целом улучшает условия для работников. Для этого принята программа «Гигиена», которая предусматривает ремонт санузлов, душевых. Решается вопрос со служебным транспортом: старые холодные автобусы заменили на новый комфортный теплый транспорт и т.д., – сообщил аким области.

Также компания приняла на себя обязательства по улучшению экологического климата не только в Темиртау, но и в других регионах своего присутствия. Прежде всего необходимо заняться газификацией и города, и самого комбината. Qarmet – одно из немногих в мире металлургических производств, не использующих природный газ. Компания уже заключила договор и от магистрали «Сарыарка» тянет к себе газопровод. Это существенно улучшит экологическую ситуацию в городе. Другое направление – посадка деревьев вокруг комбината и создание зеленого пояса вокруг вредного производства.

Вечную проблему дорог представители СМИ также не обошли стороной. Глава региона сообщил, что в этом году все города и районы заключили договор с Национальным центром качества дорожных активов. Любой участок трассы, который принимается после работ, они исследуют и дают свое заключение. Если раньше к этому процессу привлекали и частные структуры, то с этого года работают только с государственной организацией.

– Кроме того, по закону на каждую дорогу есть гарантии, и если качество работ не соответствует, то мы предъявляем судебные иски или претензии, чтобы все недочеты были исправлены. В этом году отремонтировали 571 километр дорог местного значения – это большой объем. Причем не только центральные, но и в отдаленных селах и на окраинах городов, – добавил спикер.

По поводу трассы Караганда – Балхаш Ермаганбет Булекпаев рассказал, что асфальтное покрытие полностью уложено, от Караганды до села Аксу-Аюлы дорога двусторонняя, далее по Шетскому району есть несколько переходов на однополосное движение из-за благоустроительных работ. А аварии по большей части связаны с несоблюдением водителями скоростного режима, правил обгона или из-за того, что ночью водитель засыпает за рулем. Для решения этой проблемы на трассе усилено патрулирование – экипажи ДПС стоят через каждые 27 км до Балхаша.

Самыми большими достижениями региона его глава считает увеличение доли малого и среднего бизнеса, в ЖКХ – строительство третьего тепловывода, который позволит обеспечить возведение целых микрорайонов, а в аграрном секторе – крупную молочно-товарную ферму в Нуринском районе и проекты по орошаемым землям.

В целом планы развития Карагандинской области основываются на новых производствах. Так, Qarmet подписал в Шанхае соглашение с китайскими инвесторами об открытии целого ряда новых предприятий. В частности, это касается углехимии, которую аким области считает будущим нашего региона. Силы направят и на города-спутники. В Сарани уже вовсю работает индустриальная зона, еще одну планируют открыть в Абае – там уже определили точку и зарезервировали 200 гектаров земли. Сейчас власти в поисках инвестора, чтобы утвердить якорный проект и развивать зону вокруг него. В Шахтинске идут переговоры о строительстве парогазовой станции, которая даст новые мощности электро-
энергии. В Балхаше реализуется программа развития туризма до 2027 года, там идет реконструкция аэропорта. В следующем году акимат планирует проводить аукционы и продавать с них прибрежные зоны для строительства отелей.

Светлана СВИЧ

Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО

Инфографики пресс-службы акимата области

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Государственная служба: реформы и новые возможности

Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях подчеркнул, что необходимо твердо придерживаться принципа: «Не человек для государства, а государство для человека». Госслужба – это основа...

В Абайском районе появится современная зона отдыха «SERENITY»

В этом году вместимость номеров объектов туризма в вышеупомянутом районе увеличилась до 594 мест, это на 0,7% больше, чем в прошлом. А количество...

650 миллионов долларов выделят на участок дороги Караганда – Жезказган

На эти средства существующее шоссе превратят в автомагистраль первой категории. Деньги выделит Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Он вместе со Всемирным банком планирует инвестировать 1,3...

В селе имени Г. Мустафина Бухар-Жырауского района откроется ФОК

Современный физкультурно-оздоровительный комплекс на 320 мест, строительство которого началось два года назад, распахнет свои двери в канун новогодних праздников. По площади ФОК будет...

Бухар-Жырауский район одним из первых в регионе приступил к реализации программы товарного кредитования

Согласно условиям предложенного механизма, в качестве кредита крестьянские хозяйства передают сельчанам скот. А те в свою очередь возвращают заем приплодом. Глава КХ «Шатан» Евгений...

В Караганде завершили строительство ещё двух комфортных школ

В Караганде добавились две новые школы: под номерами 24 и 28. Современные учебные заведения построили по национальному проекту «Комфортные школы». В них созданы все...

«Вместе мы можем больше» – аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев

Ассамблея народа Казахстана за три десятилетия своей работы стала неотъемлемой частью нашей общественной жизни. Этот уникальный институт укрепляет взаимопонимание, согласие и единство, закладывая прочные...