На строителей автодороги в Каркаралинском районе заведено уголовное дело

545

Уголовное дело завела Антикоррупционная служба после получения результатов проверки государственного аудита, которая прошла на участках автодороги Каркаралинского района.

ремонт дороги в Каркаралинске

Миллионы — в брак

На трассе Каркаралинск — К. Аманжолова — Аккора — Сарыобалы был проведен средний ремонт, приведший к необоснованным расходам на сумму свыше 782 миллионов тенге. Поводом для проверки департамента внутреннего государственного аудита послужило обращение общественников из РОО «Әділдік жолы».

— В июне мы стали получать жалобы от жителей региона, которых не устраивало состояние дороги, ведущей к селу им. К. Аманжолова. Мы выехали в рейд, где сами убедились, что обращения наших земляков небезосновательны и, в свою очередь, обратились в департамент по противодействию коррупции по Карагандинской области. Наше письмо было передано в департамент внутреннего государственного аудита, который и провел ревизию состояния автомобильной дороги, — рассказал руководитель Карагандинского филиала РОО «Әділдік жолы» Рустам Танишпеков.

Какие нарушения выявлены? 

Государственный аудит, оценивающий влияние деятельности местных исполнительных органов на развитие экономики Каркаралинского района, был проведен с 1 января 2019-го по 31 марта 2022 года. Об его итогах сообщила член ревизионной комиссии по Карагандинской области Айгуль Кутжанова. Она отметила, что при проведении среднего ремонта дороги отсутствовало заключение ведомственной экспертизы технической документации, а также не было заключенных договоров на оказание услуг по техническому надзору, что привело к необоснованным расходам в общей сумме 782,5 миллиона тенге.

— В рамках гражданско-правовых сделок РГП «Национальный центр качества дорожных активов» по Карагандинской области при испытаниях дорожного полотна протокольно зафиксировано и подтверждено значительное превышение показателей допустимых норм при устройстве дорожного полотна: плотность, водонасыщение, уплотнение и толщина керна, что привело к возникновению на данных участках ремонтных работ ям, волн, трещин и шелушения, — заявила проверяющая.

Вместе с тем меры по устранению замечаний по испытаниям дорожного полотна как заказчиком, так и подрядчиком не приняты, что в итоге повлекло некачественное выполнение ремонтных работ и соответственно некачественно уложенное асфальтное покрытие», — сообщает Айгуль Кутжанова.

Все материалы, в которых присутствуют признаки состава уголовного правонарушения, аудиторы направили в Антикоррупционную службу. В настоящее время началось досудебное расследование.

Достроят ли дороги? 

В адрес отдела ЖКХ ПТ и АД Каркаралинского района ревизоры направили предписание, в котором указывают на приведение в соответствие дорожного полотна с полным восстановлением сумм необоснованных расходов.

Кроме того, ревизионная комиссия инициировала предложение в Министерство индустрии и инфраструктурного развития о внесении изменений в статью 15 Закона РК «Об автомобильных дорогах» об обязательном привлечении организаций технического надзора при проведении среднего ремонта, а также о приемке в эксплуатацию законченных дорожных работ по среднему ремонту дорог государственной приемочной комиссией.

— Согласно данной норме технический надзор осуществляется заказчиком самостоятельно либо с привлечением организаций и экспертов, имеющих соответствующий аттестат, — отмечает А. Кутжанова. — Руководствуясь вышеуказанной нормой, зачастую заказчики при среднем ремонте ограничиваются привлечением филиалов Национального центра качества дорожных активов, где в настоящее время законодательно не определена их роль, что не позволяет данной организации участвовать в государственной приемке ремонтных работ по автодорогам.

Ревизоры считают, что именно акт государственной приемки работ позволит качественно реализовать бюджетные проекты и усилит контроль за ремонтом дорог, в которые вкладываются бюджетные средства.

Вместе с тем общественники начали по республике масштабную акцию и призывают казахстанцев фиксировать и придавать огласке плохо отремонтированные либо проблемные участки автомобильных дорог.

АВТОР Самал АХМЕТОВА

КОЛЛАЖ Юрия БИЛУШЕНКО