Лечение КВИ: Что положено по протоколу

575

Читатели «Индустриальной Караганды» стали все чаще обращаться в редакцию с жалобами на некачественное лечение коронавирусной инфекции. В частности, если ранее заболевшим КВИ, но проходящим лечение на дому, из поликлиники выдавали положенные по протоколу лечения ковида бесплатные лекарства и даже специальной бригадой привозили их по адресу, то теперь пациентам только делают назначения, а приобретают медикаменты больные за свой счет.

— Обеспечение пациентов лекарственными средствами при лечении коронавирусной инфекции регламентировано приказом министра здравоохранения РК, — рассказали в Карагандинском филиале Фонда социального медицинского страхования. — На сегодняшний день пациенты с легкой и средней степенью тяжести КВИ без факторов риска имеют право получить в своей поликлинике такие препараты, как ибупрофен и парацетамол, — это жаропонижающие и противовоспалительные средства. Пациенты с пневмонией средней степени тяжести с факторами риска тромбоэмболии дополнительно к данным препаратам вправе получить дабигатран, ривароксабан и апиксабан — это антикоагулянты, предотвращающие образование тромбов в крови. Если поликлиника отказывает пациенту в предоставлении лекарственных средств, то он вправе обратиться в Службу поддержки пациентов своей медорганизации или непосредственно в Фонд медстрахования. Однако анализ обращений показывает, что жалобы от жителей Карагандинской области на необеспечение указанными препаратами составляют мизерное количество.

Лечение одного пациента с диагностированной коронавирусной инфекцией обходится государству довольно дорого. Поэтому плательщики обязательных отчислений в ФСМС задаются резонным вопросом: если к пациенту с КВИ отнеслись невнимательно, лекарства не выдали, на обследования не отправляли, то получит ли поликлиника полную плату за свою работу, несмотря ни на что? По информации фонда, если лечение ковидного больного проходило в стационаре, то его стоимость зависит от степени тяжести больного. При тяжелой и крайне тяжелой степени заболевания сумма, потраченная на спасение человека, может доходить почти до 1 миллиона тенге. Если восстановление проходило в амбулаторных условиях, то стоимость зависит от количества проведенных исследований, в том числе анализов крови и снимков КТ, и оплачивается по утвержденному тарификатору. Оплата фондом поликлинике медицинской помощи осуществляется по факту уже оказанных услуг. Это значит, что если пациент не получал консультации узких специалистов или не проходил каких-либо обследований, то поликлиника не сможет предъявить данные услуги на оплату и, соответственно, фонд ничего не оплатит. Конечно, встречаются случаи приписок, которые выявляются благодаря каналам обратной связи с населением. При их подтверждении в отношении поставщика принимаются штрафные санкции.

Кроме того, в редакцию стали поступать обращения карагандинцев по поводу замены лекарственных препаратов, положенных для лечения хронических заболеваний, на медикаменты других производителей. Некоторые вызвали нарекания со стороны пациентов. Так, в частности, ранее больным с бронхиальной астмой выдавался препарат европейского производства, а в последнем квартале его заменили на лекарство местного фармпроизводителя. По словам самих пациентов, он неудобен в использовании, из-за чего снижается дозировка.

Как сообщили в фонде, лекарства, положенные для бесплатной выдачи в аптеках при поликлиниках, централизованно закупает Единый дистрибьютор «СК-Фармация». Закупка проводится на конкурсной основе среди поставщиков, подавших свои предложения. Если зарубежные производители на конкурс не выходили, то дистрибьютор не может приобрести у них данный препарат. Далее с фармацевтического хаба медикаменты распределяются в поликлиники. Все препараты, которые попадают в реестр, прошли сертификацию, проверку качества и эффективности. Вопрос может возникать в том случае, если препарат не подходит конкретному пациенту, но это индивидуальная реакция. Со своей стороны поликлиника ничего не может сделать — бесплатно можно выдать только лекарство, закупленное «СК-Фармацией».

Справедливости ради нужно отметить, что жалобы на лекарственное обеспечение составляют малый процент — около 6% от общего количества обращений. Однако если таковые имеются, то пациенты могут обратиться в управление здравоохранения по телефону 95 55 59, департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля или по номеру 1406 — это «горячая линия» Фонда медицинского страхования, которая принимает обращения от населения. Также есть другие каналы связи — это мобильное приложение Qoldau 24/7, @SaqtandyryBot в Telegram и официальный сайт фонда fms.kz.

Светлана СВИЧ