Пока мы выбираем молоко или детские игрушки, специалисты областного департамента санитарно-эпидемиологического контроля регулярно совершают так называемые контрольные закупы. То есть приходят в магазин как обычные покупатели, приобретают продукцию и отправляют ее на экспертизу.
– Это профилактическая мера, – объясняет руководитель ведомства Юрий Залыгин. – Потому что ответственность за здоровье людей – на первом месте.
По его словам, только за этот год санэпидемиологи отобрали более 1,4 тысячи проб продукции. Нарушения были, и немало. Примерно каждая шестая проба не соответствовала требованиям. Однако, как отмечает руководитель, общая ситуация остается контролируемой.
– Если раньше встречались грубые нарушения, то сейчас их становится меньше. Поставщики и торговые сети начали понимать, что скрыть проблему не получится. Лучше изначально соблюдать правила, чем потом отвечать штрафами, – говорит Ю. Залыгин.
Особое внимание уделяется пищевым товарам, ведь от их качества напрямую зависит здоровье потребителя. Однако нарушения в последнее время все чаще выявляются именно среди непищевой продукции – игрушек, детской одежды, бытовой химии.
– Там чаще всего страдает маркировка. Из-за нее человек может неправильно хранить продукт, не знать срок годности или состав. А это уже риски. Особенно если речь идет о детских товарах, – поясняет Ю. Залыгин.
Например, из всех нарушений по непищевой продукции 100% связано именно с неправильной или неполной маркировкой. У пищевых товаров ситуация чуть сложнее: здесь выявляются и проблемы микробиологии, и нарушения по безопасности, но почти 70% все же касаются тех же самых ошибок на упаковке.
– Кто-то не указывает производителя, кто-то забывает перевести информацию на государственный язык, – говорит руководитель департамента. – Бывает, что импортная продукция приходит с этикеткой, где ни слова по-казахски или по-русски. А ведь человек должен понимать, что он покупает.
К слову, именно импортные товары чаще всего попадают под претензии. Из всего объема проверенной продукции более 90% нарушений пришлось именно на ввозимую. Это еще раз подтверждает, что контроль на границе и в торговых сетях остается ключевым.
Но на проверках работа сотрудников СЭС не заканчивается. После каждого выявленного нарушения предпринимателям направляют постановление об изъятии товара. Если нарушитель не реагирует, то его ждут внеплановая проверка и административная ответственность.
– Наша задача – не наказать, а исправить, – подчеркивает Ю. Залыгин. – Мы всегда даем возможность устранить нарушения. Но если человек игнорирует, то тогда уже включаем другие меры.
Отдельное внимание департамент уделяет интернет-пространству. Речь идет о рекламе биологически активных добавок (БАДов), которые часто продаются без регистрации.
– Мы ежедневно мониторим сайты и соцсети. Если видим, что кто-то рекламирует незарегистрированный БАД, то направляем уведомление. Главное – предупредить людей о том, что не все, красиво выглядящее в рекламе, безопасно, – говорит спикер.
Чтобы снизить количество нарушений, специалисты департамента проводят огромную разъяснительную работу. Встречаются с предпринимателями, проводят семинары, прямые эфиры, объясняют требования технических регламентов ЕАЭС. Так, только за девять месяцев этого года было проведено почти две тысячи подобных мероприятий. Это нужно для того, чтобы и продавцы, и покупатели понимали: безопасность – дело общее.
Наталья ФОМИНА
Коллаж «ИК»

