С первого января следующего года в Казахстане планируется запретить движение самосвалов с грузом, максимально разрешенная масса которых будет превышать допустимую в стране.
Безусловно, данная мера вызывает спорные вопросы у владельцев подобной техники, задействованной в различных сферах: добывающей промышленности, строительстве крупных объектов, дорог и т.д. Не вызовет ли подобное нововведение проблем в реальном секторе экономики, а именно – дефицит техники, приостановку или замедление сроков реализации ряда государственных проектов?

Между тем планируемая к вводу норма Закона РК «Об автомобильном транспорте» звучит так: «Автомобильные перевозки грузов самосвалом, разрешенная максимальная масса которого превышает установленную законодательством Республики Казахстан допустимую общую массу автотранспортного средства, по автомобильным дорогам общего пользования и улицам населенных пунктов Республики Казахстан не допускаются».
Эта норма была введена в действие в 2015 году, потом отменена в 2019-м. Но теперь вновь внесена дополнением в документ с поправкой.
– Разрешенная максимальная масса автотранспортного средства простым языком – это его вес вместе с водителем, пассажирами, полностью заправленный и с грузом. Это значение установлено заводом-изготовителем в качестве максимально разрешенной технически. Объясню этот момент. Например, самосвал китайского производства, трехосный. Оси автомобиля, поперечные движению. На них крепятся диски и баллоны. У такого самосвала передняя поворотная ведомая ось и две задние сдвоенные, расположенные между собой. Эти самосвалы завод изготавливает для того, чтобы перевозить, например, 25 тонн груза. Собственная масса данного транспорта без груза может быть 12-13 тонн. Итого максимально разрешенная масса этого автотранспортного средства, которую дает завод-изготовитель, если суммировать эти показатели, составляет 37 тонн. В настоящее время на территории Карагандинской области зарегистрировано 2487 самосвалов, – разъяснил нам руководитель отдела инспекции транспортного контроля Ермек Жакупов.
Согласно техническому регламенту, допустимая общая масса автотранспортного средства – это признанные в нашей стране максимальные значения машины вместе с грузом.
– И если говорить о предыдущем примере трехосного самосвала, то допустимая общая масса как раз 25 тонн, в отдельных случаях – 26. Здесь же виден большой перегруз. Следовательно, такому автотранспортному средству перевозить грузы по автомобильным дорогам общего пользования и улицам населенных пунктов нашей страны будет нельзя. Такая норма вводится с целью обеспечить сохранность автомобильных дорог Республики Казахстан, на реконструкцию, ремонт и строительство которых тратятся триллионы тенге бюджетных средств, – продолжает наш собеседник.
Кроме этого, как нам рассказали, на территории Карагандинской области вводится в эксплуатацию шесть автоматизированных станций измерения, одна из которых уже запущена в работу в поселке Баймырза. Это интегрированный с интеллектуальной транспортной системой комплекс сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, прошедших метрологическую поверку, осуществляющих фото- и видеосъемку, работающих в автоматическом режиме и фиксирующих вид, марку, весовые и габаритные параметры, осевые нагрузки автотранспортного средства.
– Как говорят наши автомобилисты, это такие «арки», которые, возможно, встречались вам на автобане. Конструкции над дорогой со швами в асфальте. Они работают по принципу аппаратно-программного комплекса «Сергек». И если, например, есть превышение допустимых общих масс или нагрузки на оси, то уведомление о необходимости уплаты штрафа владельцу автотранспортного средства приходит автоматически, – рассказал Е. Жакупов.
На сегодняшний день мониторинг соблюдения транспортного законодательства на территории Карагандинского региона осуществляется тремя передвижными и одним стационарным постом инспекции транспортного контроля по нашей области. Однако штат инспекторов «в поле» составляет всего четырнадцать человек. При этом протяженность всей сети автомобильных дорог нашей области – 8426,45 километра. Поэтому введение автоматизированного мониторинга – большой плюс для повышения качества контроля.
Надежда ЦХАЙ
Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО
Фото Александра МАРЧЕНКО и из архива «ИК»






