Глава государства неоднократно говорил о необходимости усилить подготовку технических специалистов. Ведь технологический суверенитет Казахстана могут обеспечить только национальные профессиональные кадры. По какому пути двигаться и какие изменения требуется внести, чтобы следовать в ногу со временем, обсуждали представители Министерства науки и высшего образования, зарубежные эксперты, работодатели, члены группы управления проектами из технических вузов страны на площадке КарТУ имени Абылкаса Сагинова.
В центре внимания – подготовка кадров для инженерных и производственных отраслей, стандартизация образовательных программ и новые вызовы, стоящие перед техническим образованием в Казахстане. По словам ректора КарТУ Сауле Сагинтаевой, анализ последних лет показывает рост количества обучающихся в горнодобывающей отрасли, а также увеличение числа выделяемых грантов.
– Ежегодно Министерство науки и высшего образования выделяет более 1000 грантов на подготовку специалистов горного дела. Уровень трудоустройства выпускников составляет от 85 до 100%, – говорит ректор. – Горная промышленность Казахстана является базовой отраслью национальной экономики. Этот сектор будет развиваться и в дальнейшем, в том числе благодаря нашему минерально-сырьевому потенциалу. В ближайшие десятилетия спрос на полезные ископаемые останется достаточно высоким. Поэтому в этих отраслях сохранится потребность в высококвалифицированном персонале.
Острой проблемой остается недостаточная практическая подготовка выпускников. Для ее решения в КарТУ, например, внедряются передовые методы обучения, включая выездные занятия на шахтах и использование современных тренажеров-симуляторов. Например, VR-тренажер «Буровзрывные работы при проведении горных выработок» помогает студентам освоить ключевые навыки работы в реальных условиях.
Современные горнодобывающие предприятия нуждаются не только в высококвалифицированных специалистах, но и в профессионалах, владеющих принципами устойчивого развития. Исполнительный директор Казахстанской ассоциации производителей драгоценных металлов Канат Баитов отметил, что одной из главных проблем остается недостаточная вовлеченность работодателей в процесс формирования образовательных программ. Это приводит к тому, что выпускники не всегда обладают необходимыми навыками и знаниями, которые требуются в профессиональной деятельности. Он также подчеркнул важность модернизации образовательных программ и активного участия работодателей в их разработке.
– Рынок труда требует от специалистов новых знаний и умений. Вузы должны разрабатывать программы, соответствующие международным стандартам, и они могут быть признаны не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. Это способствует открытию новых возможностей для студентов, – добавил К. Баитов. – Кроме того, мы предлагаем по примеру педагогических специальностей значительно повысить стипендии для студентов технических специальностей, создать условия для их профессионального роста и внедрить эффективную систему оплаты труда и практику выделения подъемных для молодых технических специалистов.
Зарубежный эксперт, доктор PhD из Ташкентского государственного технического университета Мансуржон Исроилов отметил важность международного сотрудничества:
– Обмен опытом с зарубежными университетами, стажировки и совместные образовательные проекты позволяют значительно повысить уровень подготовки специалистов.
Современные вызовы требуют объединения усилий вузов, бизнеса и государственных структур. Для обеспечения устойчивого развития отрасли необходимо внедрение гибких образовательных программ, отвечающих требованиям рынка, усиление практической подготовки и развитие партнерства с работодателями. Только так можно подготовить квалифицированных специалистов, способных успешно работать в условиях быстро меняющейся экономики.
Оксана ВОЛКОВА
Фото КарТУ им. А. Сагинова