Самый острый критик известного карагандинского актера – любимая супруга
Жизнь артиста, на первый взгляд – это море цветов и толпа поклонников. На самом деле она довольно непростая. Это не только яркие эмоции, признание и популярность, но и будничный кропотливый труд, многочасовые репетиции, ненормированный график работы. Так описывает свою профессию известный представитель Областного академического казахского драматического театра имени Сакена Сейфуллина Махмұт Садықанов. Недавно он отметил 70-летний юбилей.
Действительно, за свой богатый жизненный путь длиной в полвека все прелести и трудности своего ремесла Махмұт Айдапкелұлы, мастер перевоплощения, испытал на себе. Каждый образ он создавал, вживаясь в роль, влюбляясь снова и снова в своих персонажей, перенимая их интонацию, мимику, взгляд, движение, характер и нрав. При всем этом главной задачей было нести высокое искусство в массы, вызывая у зрителей бурю эмоций, соучастие и сопереживание. Главной наградой для него всегда были и есть восторженные отклики и незабываемые впечатления публики от увиденного.
Как говорит Махмұт Садықанов, любовь к искусству привил ему школьный учитель казахского языка и литературы Тұяқ Әбдіреліұлы. Дальновидный наставник уже тогда понимал, что у этого скромного парнишки есть страсть к искусству и неустанно твердил: «Ты будешь большим артистом». Учитель обучал его пению и актерскому мастерству, и школьник начал петь под аккомпанемент баяна. Много читал и изучал историю страны.
– Мои родители были простыми пастухами. Никто из родственников не был связан с творчеством. Я воспитывался у бабушки и дедушки в атмосфере любви и ласке, поэтому мне ни в чем не отказывали. Когда выбрал профессию актера, несмотря на ее сложности и особенности, они полностью одобрили мой выбор. Так поступил на двухгодичный курс театрального актерства в студии искусств при Академическом театре имени Мухтара Ауэзова в Алма-Ате, – с трепетом вспоминает он.
Там наступил тот волшебный период, когда молодой талант начал углубляться в мир магии театра. Солнечная Алма-Ата. Знаменитый и огромный Театр Ауэзова. Чтение и творческий поиск до полудня. После обеда выходил на сцену в театральной массовке. А самое главное, находился рядом вместе с такими театральными гигантами, как Әнуар Молдабеков, Асанәлі Әшімов, Тұңғышбай Мұқан, в классических постановках «Қозы Көрпеш — Баян сұлу», «Қара қыпшақ Қобыланды». Счастье наполняло его сердце лишь при одной мысли, что он — на одной сцене с легендарными личностями, даже несмотря на то, что сам был занят в небольших эпизодах.
Так молодой человек встретил Нұржібек Жансүгірову, которая училась оперному вокалу в студии искусств. Она оказалась дочерью брата знаменитого классика Ильяса Жансүгірова. По воле судьбы красавица Нұржібек стала его спутницей долгой и счастливой жизни. С тех пор для них все едино: одна жизнь на двоих, семейный очаг, дети и внуки, любимое дело… Самый острый критик для Махмұта Садыканова — его жена. Супруги за одним дастарханом обсуждают образы, успехи, промахи друг друга.
– Если мы добились каких-то успехов, то это наш общий труд, общий поиск, – говорит актер.
В 1976 году супруги, успешно окончившие студию искусств, переезжают в Караганду в Театр С. Сейфуллина. Вначале они планировали здесь поработать, набраться опыта и вернуться обратно. Однако не так-то легко оказалось расстаться с шахтерской столицей. Талантливая пара стала находкой не только для тогдашнего художественного руководителя театра Жакипа Омарова, но и всего творческого коллектива. Звездная семья сразу приковала внимание зрителей. Они играли главную роль в спектаклях «Әпке» Дулата Исабекова, «Махаббат мұңы» Тахауи Ахтанова. Караганда же в ответ дала возможность оттачивать актерское мастерство, получить признание публики, обрести верных друзей и коллег. Здесь же появились на свет двое сыновей – Жанибек и Алибек. Этот город для них стал малой родиной, излюбленным местом. Безусловно, не все в жизни было гладко. В те далекие советские годы, когда зарплата актера составляло всего 85 рублей, прокормить семью было тяжко. И по понедельникам, в единственный выходной день, Махмұт Садыканов подрабатывал на мелькомбинате, грузя мешками соль и муку. Каждый год весной театр уезжал на гастроли и приезжал только летом, когда дети Садыкановых за три месяца успевали вырасти.
Старшего сына назвали символически Жанибеком. Первую и самую дорогую роль Ер Жанибека Махмұт Садықанов сыграл в знаменитом произведении Тахауи Ахтанова «Ұлан асу». С тех пор он с большим почтением относится к своему герою, бию и батыру. Это безграничная любовь не только к образу, но и к театру и искусству в целом. Когда малыша-первенца в девять месяцев отвезли в родной край Садықанова, в Тарбагатай, из-за длительных гастролей они увиделись только тогда, когда ему исполнилось полтора года. А когда актер получил радостную весть о рождении младшего сына, он был в дороге с труппой артистов театра. Чтобы выбрать имя, коллеги устроили жеребьевку и вытянули имя – Алибек.
Сегодня Жанибек – руководитель областного филиала Союза журналистов Казахстана, заместитель директора телеканала «Saryarqa». Алибеку, хоть и с отличием окончившему высшее учебное заведение, диплом не пригодился. Он выбрал другую деятельность, сейчас развивает собственный бизнес.
В 2000 году Махмұта Садықанова наградили почетным знаком «Мәдениет қайраткері». Недавно же на его груди засияла медаль «Ерен еңбегі үшін» – заслуженная и достойная почесть, хотя он никогда не стремился к славе и наградам. В честь 70-летнего юбилея Махмұта Айдапкелұлы в родном театре состоялся торжественный вечер «Бел-белестер». Там еще раз поведали всем историю о том, как когда-то родившийся в Тарбагатае, выросший в предгорьях Алатау актер от Бога связал навеки судьбу с родной Сарыаркой.
Қайныш БҰХАРБАЙ
Фото из домашнего архива