back to top
6 C
Алматы
Суббота, 19 октября, 2024
No menu items!
ДомойНовостиРегионыНе сворачивать с пути: почти 40 лет проработал машинистом электровоза Асхат Нуркасынов...

Не сворачивать с пути: почти 40 лет проработал машинистом электровоза Асхат Нуркасынов из Балхаша

Рельсы и шпалы появились в его жизни в далекие 80-е годы. Тогда молодой человек только вернулся из армии. Пока он отдавал долг Родине, его семья переехала из совхоза Коянды на станцию Босага. Это небольшой населенный пункт в 270 километрах от Караганды. Прямо через аул проходят железнодорожные пути, которые и определили вектор в жизни мужчины.

Асхат Нуркасынов по предложению родственника отправился на курсы подготовки помощника машиниста, по окончании устроился на станцию Агадырь, а в 1994-м переехал с семьей в Балхаш.

– После армии молодой был, думал, временно устроюсь, поработаю пока. А потом вошел в колею, привык и остался. Были тяжелые времена, зарплату давали коммерческими чеками, на которые ничего нельзя было купить. А в Балхаше платили наличными, поэтому решили перебраться сюда. Бывало, что по полгода зарплату не давали. Но терпел, ждал, когда в стране все стабилизируется, – вспоминает железнодорожник.

Девять лет он катался помощником. В 1996 году при депо окончил профессиональные курсы и получил квалификацию машиниста пассажирского движения. С тех пор возит и людей, и грузы. Сейчас он машинист 1-го класса пассажирского движения локомотивного депо Балхаша.

– В то время тепловозы, конечно, были в плохом состоянии. То вода убежала, то масло, ходили черные, грязные все время. Сейчас чистенькие всегда, условия труда намного лучше стали. Управление происходит с помощью компьютера, автоматика контролирует все системы. Не надо бегать, как раньше. Были тумблеры, которые нужно было переключать. Сейчас все автоматизировано. В кабинете есть кондиционер, комфортно. Раньше летом, например, очень жарко было работать. Оборудование греется, еще и жара. Сейчас таких проблем нет, – рассказывает Асхат Нуркасынов.

Около 30 лет балхашец двигается по одному маршруту – до станций Саяк или Мойынты, уже успел изучить каждый километр путей. Но, несмотря на опыт, в каждой поездке он не дает себе расслабляться.

– Скорости большие – 110-120 километров в час. Все лето на путях скот гуляет. Сейчас строится второй путь, люди ходят, техника работает. Все надо контролировать. Поэтому всегда смотришь на дорогу, одна рука на штурвале, другая – на кране машиниста. Нельзя отвлекаться, – говорит он.

В начале 2000-х Асхат Сатыболдинович был отмечен знаком «За безопасность движения». Он смог предотвратить аварию, вовремя заметив выброс пути. Под воздействием температуры происходит искривление рельсов. Машинист вовремя увидел угрозу и остановил поезд, тем самым избежав чрезвычайной ситуации. А в 2013 году он удостоился звания «Почетный железнодорожник».

Почти за 40 лет работы А. Нуркасынов подготовил не одно поколение помощников и машинистов. Его как опытного специалиста ставят к новичкам в наставники.

– Обкатывал машинистов и грузовых, и пассажирских поездов. Показывал, как управлять, делился хитростями. В пассажирских поездах, к примеру, самое главное – это плавность вождения, чтобы не дергало. Есть отличие в тормозных системах. Это все в жизни им пригодилось. Многие работают со мной сейчас. До сих пор звонят, спрашивают совета, я всегда подсказываю, – рассказывает Асхат Сатыболдинович.

Карьера железнодорожника для нашего героя подшла к концу – 1 февраля ему исполнилось 57 лет. А по закону в этом возрасте управлять поездами уже нельзя.

– Вышел на профессиональную пенсию, мы ее называем дотацией. Конечно, грустно, столько лет проработал. Буду скучать по работе, тепловозам, коллегам, по стуку колес, – говорит мужчина.

У Асхата Сатыболдиновича большая семья – жена, дочь, сын, внуки. Из почетного железнодорожника он планирует переквалифицироваться в заботливого мужа, отца и дедушку. Свободное время собирается проводить за любимыми занятиями и вспомнить старые увлечения.

– В гараже люблю работать, машиной заниматься. В молодости делал камшы – кнуты. Думаю возобновить это хобби. А молодым железнодорожникам хочу пожелать профессионального любопытства, быть внимательными, ответственными, хорошо знать свою машину и не сворачивать с выбранного пути, – наставляет балхашец.

Виктория БУХАНЦЕВА

Фото автора

г. Балхаш

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Александр Владимиров: главная ценность – это жизнь человека

Профессию спасателя наш герой выбрал не случайно. С ней он был знаком с детства. Все дело в том, что его мама проработала в противопожарной...

Раскрывая таланты

Проницательный взгляд, мягкий, но сильный голос, социально острые репортажи и профессионализм во всем – этим запомнилась мэтр карагандинской журналистики и преподаватель кафедры журналистики КарГУ...

Пожарный-спасатель Алекс Бородин пошел по стопам отца

Как только исполнилось восемнадцать лет, он, не раздумывая, пошел работать в службу пожаротушения и аварийно-спасательных работ, где на тот момент стал самым молодым специалистом...

Благодарны за каждый рассвет

На отложенные добрые дела может просто не хватить времени Управление по делам религий Карагандинской области совместно с региональным Клубом религиозных объединений проводит ставшие традицией благотворительные...

Больше 20 лет спасает жизни Виталий Кравцов из Балхаша

Сегодня он командир отделения специализированной пожарной части № 4. Его трудовые будни – поисковые и аварийно-спасательные операции. Люди обращаются к огнеборцам из-за захлопнувшихся дверей,...

Аэропорт «Сары-Арка»: чем больше рейсов и груза, тем интенсивнее развивается экономика Карагандинского региона

Создание мультимодального аэрохаба, ремонт взлетной полосы, реконструкция пассажирского терминала и новые авианаправления ждут аэропорт «Сары-Арка» в ближайшем будущем. Последние новости от воздушной гавани Караганды...

Свежий номер за 19 октября

Скачать файл